Текст: Ксения Колесникова/РГ
В это трудно проверить, но Единому госэкзамену в России сегодня исполнилось 20 лет! В этот день, 16 февраля, в 2001 году вышло постановление правительства № 119 "Об организации эксперимента по введению Единого государственного экзамена".
Аналог единого госэкзамена есть во многих странах: В Англии, США, Китае, Германии, Франции… Но тот путь, который мир прошел за полвека и больше, нам удалось преодолеть всего за 20 лет.
"Российская газета" вспоминает, как развивался ЕГЭ в России, и рассказывает, каким он стал сегодня.
Эксперимент
Одним из главных авторов идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу.
Для этой цели были выбраны тесты, которые можно было бы проверять автоматизированно. Эксперимент стартовал в 2001 году. Первыми регионами-участниками стали Республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. В первом ЕГЭ приняли участие более 30 тысяч выпускников.
Несколько лет шла "отладка" содержания ЕГЭ по всем предметам и его организации: от поиска оптимальных заданий до доставки бланков, работы экзаменационных комиссий, процедуре апелляции… Шел "разворот" в сторону более массового и более объективного экзамена.
И уже в 2006 году единый госэкзамен сдавали примерно 950 тысяч школьников в 79 регионах России. Его результаты принимали более тысячи вузов. В 2008 году количество участников ЕГЭ по всем предметам превышало миллион.
Когда ЕГЭ стал обязательным
В 2009 году вступили в силу поправки в закон "Об образовании", которые сделали ЕГЭ обязательным для всех выпускников школ. Условием для получения аттестата стало успешное прохождение испытания по русскому языку и математике. Одновременно с этим ЕГЭ получил "главную роль" при поступлении в вуз.
При этом некоторые вузы сохранили за собой право проводить собственные дополнительные вступительные испытания. Например, МГУ имени М.В. Ломоносова, "творческие" вузы.
На этом этапе были и трудности, и даже откровенные "провалы". Например,
В то же время в Астраханской области учителя по телефону подсказывали выпускникам ответы… Все эти и другие подобные истории "РГ" подробно освещала.
Тогда же пришло понимание: организацию экзамена нужно серьезно менять, чтобы избавиться от коррупции и нарушений, в первую очередь на уровне школы. Примерно в это же время приходит понимание того, что от "угадайки" - заданий с выбором ответа - со временем придется отказаться.
В 2013 году наиболее ярко высветилась еще одна проблема: массовые утечки заданий в интернет. Результатом многочисленных нарушений стала отставка главы Рособрнадзора Ивана Муравьева. (И "Российская газета" тоже об этом писала.)
В 2014 году новый глава Рособрнадзора Сергей Кравцов (сегодня - он уже министр просвещения РФ. - Прим. ред.) провел "работу над ошибками": для каждого часового пояса были разработаны свои варианты заданий. Выпускники начали сдавать ЕГЭ под прицелом видеокамер.
2015 год также принес изменения: ЕГЭ "заговорил" - добавилась устная часть по иностранным языкам, допуском к экзамену стало итоговое сочинение, которое писали все 11-классники. Задания с выбором ответа стали значительно сокращаться. Из ЕГЭ по русскому "угадайка" исчезла совсем. Математику разделили по сложности: на базовую, которая необходима для получения аттестата, и профильную - для поступления в вузы.
Дальше "курс", взятый после переломного для ЕГЭ 2014 года, продолжился: экзамен становился все более совершенным и объективным, а количество нарушений снижалось из года в год.
Из всех предметов ЕГЭ исчезла так называемая угадайка, когда для правильного ответа можно было выбрать какой-то вариант наугад. Задания во всех предметах стали более творческими, заставляющими выпускника мыслить аналитически.
Как пандемия повлияла на ЕГЭ
В 2020 году пандемия COVID-19 внесла очень серьезные коррективы в единый госэкзамен. Его сдавали только те ребята, кто поступал в вузы. А школьные аттестаты выпускники-2020 получили без экзаменов. При этом на ЕГЭ появились строгие санитарные меры противоэпидемической безопасности. На экзамены привлечены 12 тысяч медицинских работников. Они бесконтактно измеряли температуру выпускника и определяли, допускать его или нет, если она повышена. Организаторы ЕГЭ, учителя и наблюдатели в 2020 году надели маски и перчатки.
Школьные классы перед каждым экзаменом проветривались, их убирали с дезинфицирующими средствами. На входе были установлены дозаторы с антисептиками. А еще во многих школах дети приходили на ЕГЭ группами, в разное время, чтобы избежать толпы на входе.
Следили за ходом экзаменов общественные наблюдатели через камеры, а помогали им нейросети и искусственный интеллект. Если "егэшника" ловили в аудитории с мобильником - результаты аннулировали.
- Нейросеть и наблюдатели отслеживали "картинку" с сотни тысяч камер - из всех школ, где было видеонаблюдение. Определяли нестандартное поведение выпускников, вычисляли посторонние предметы. Например, мобильные устройства или шпаргалки. Наша нейросеть еще достаточно молодая, она постоянно учится. Но и сейчас с задачей справляется очень хорошо: при малейшем подозрении автоматически ставит специальную метку на видео - "подозрение на нарушение". По ее "наводке" трансляцию с камеры начинает отсматривать уже оператор - человек. Он может передать информацию в пункт проведения экзамена. И уже там, на месте, учителя, члены комиссии могут принять решение, удалить ли нарушителя с ЕГЭ. За использование мобильных телефонов, шпаргалок, микронаушников, справочных материалов в основные дни ЕГЭ-2020 удалили 850 человек, - рассказал ранее в интервью "Российской газете" руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. -
А еще с помощью нейросети сверяем почерки. Сначала машина автоматически ставит метки на подозрительные работы, а потом уже почерковедческую экспертизу проводит специалист-человек. В этом году мы выявили работы трех ребят, у которых почерк на ЕГЭ и на итоговом сочинении не совпадал. То есть сочинение за них написал кто-то другой.
В 2021 году все эти меры сохранятся. Но будет и кое-что новенькое.
ЕГЭ спустя 20 лет
Сегодня ЕГЭ - объективный механизм оценки знаний выпускников. И одновременно это "социальный лифт": благодаря единому экзамену у ребят из провинции появилось больше возможностей поступать в сильные столичные вузы.
- Важная задача ЕГЭ - обеспечение равных условий и возможностей для всех его участников. И с этой задачей ЕГЭ в полной мере справляется: единые задания, единые условия, возможность поступить в вуз независимо от места жительства и учебы, - рассказал начальник организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский. - Ежегодно ЕГЭ совершенствуется и технологически развивается. Так, с 2021 года экзамен по информатике будет проведен на компьютерах.
Трансформацию ЕГЭ мы видим только если изменятся внешние требования и запросы общества.
В 2021 году из-за пандемии ЕГЭ по-прежнему будут сдавать только те ребята, кто хочет поступать в вуз. Все санитарные меры сохраняются. Планируется, что основной период ЕГЭ-2021 пройдет с 31 мая по 2 июля (основные дни - с 31 мая по 25 июня, резерв - с 28 июня по 2 июля). Дополнительный период ЕГЭ - с 12 по 17 июля (основные дни - с 12 по 14 июля, резерв - 17 июля).