САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Теперь ещё и ГВЭ: разбираемся, что это такое

К привычным для каждого ученика аббревиатурам (ОГЭ, ЕГЭ) в 2021 году прибавляется ещё одна – ГВЭ (государственный выпускной экзамен). Нужно ли к нему готовиться – или «и так сойдёт»?

Скрин Youtube
Скрин Youtube

Текст: Иван Родионов

Начать следует с того, что ГВЭ – никакое не нововведение. Именно этот тип экзамена много лет сдавали сотни, а то и тысячи ребят – просто по ряду объективных причин ГВЭ был не на слуху у общественности. Приведём пространную цитату из положения ФИПИ о проведении ГВЭ:

«Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования».

Иными словами, ГВЭ в прошлые годы сдавали дети, по разным причинам обучающиеся вне обычных образовательных школ.

ГВЭ давал и даёт возможность, к примеру, детям-инвалидам получить аттестат об окончании одиннадцати классов и на его основании продолжить обучение и получить профессию.

В нашем карантинном учебном году ГВЭ пришёл и в общеобразовательные школы. ГВЭ по математике, например, заменит базовый ЕГЭ, не слишком нужный будущему студенту-гуманитарию. Также ГВЭ по русскому языку и математике будут сдавать учащиеся, не планирующие поступать в вузы в текущем году.

И это, думается, замечательное решение. Если ранее ученик по той или иной причине никуда не собирался поступать, ему всё равно приходилось сдавать ЕГЭ вместе со всеми. При этом «срок годности» экзамена составлял ровно год – и если такой ученик спустя год решался-таки подавать документы в вуз, ЕГЭ ему приходилось сдавать заново. В итоге первая сдача ЕГЭ превращалась в мартышкин труд.

Но, как говорится, не было бы счастья – да коронавирус подсобил.

В этом году – а возможно и дальше – если ученик сразу по окончании школы никуда не поступает, ему нужно сдавать именно ГВЭ.

Поступить куда-либо по результатам ГВЭ ребёнку из обычной школы нельзя, но получить аттестат – вполне.

Что же это за зверь такой – ГВЭ? И нужно ли к нему готовиться – или «и так сойдёт»?

С одной стороны, ГВЭ по русскому языку, даже для детей без ОВЗ (традиционно у ГВЭ существовали варианты – для детей с задержками развития и без оных), конечно, на порядок легче сдавать, чем традиционный ЕГЭ. В нём, например, нет никаких привычных нам тестов. Вариант ГВЭ есть на сайте ФИПИ – и вряд ли его внезапно сильно изменят или усложнят. С другой стороны, свои нюансы там тоже есть.

ГВЭ по русскому языку состоит из двух частей – устной и письменной.

Письменная часть напоминает ОГЭ, только без тестов. Сжатое изложение и сочинение, причём на выбор. Для сочинения предлагаются темы, их тоже можно выбирать (взято с сайта ФИПИ):

  • 1. Любовь к Родине у семейного очага рождается (Народная пословица).
  • 2. «Воспитание – дело великое: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский).
  • 3. Когда «язык мой – враг мой»?
  • 4. Почему Л. Н. Толстой называл великих людей «ярлыками эпохи»?
  • 5. Чем руководствуется человек, выбирая профессию?

Сочинение пишется по классической для современной школы схеме. Вступление, два примера-аргумента с опорой на художественные произведения (в крайнем случае – на жизненный опыт), заключение.

С устной частью всё несколько интереснее.

Итак, билеты, в каждом из них есть короткий текст с возможностью лингвистической интерпретации (на сайте ФИПИ – о В. Дале). Ученику предлагается ответить на три вопроса.

Первый (два балла) предлагает определить основную мысль текста.

Второй (шесть баллов) состоит из языкового анализа или анализа рассматриваемого языкового явления. Например, рассказать об известных учащемуся лингвистических словарях (не менее двух) и объяснить, для чего они предназначены.

Третий вопрос (снова шесть баллов) предполагает решить практическую языковую задачу на основе предложенного текста. В примере на сайте ФИПИ этот вопрос состоит из двух частей: нужно вспомнить, какие способы передачи чужой речи представлены в выделенном отрезке текста, а также объяснить расстановку знаков препинания. Иными словами, необходимо вспомнить правило, а затем показать, как оно работает на практике.

Удивительно, но структурой ГВЭ напоминает облегчённую версию того самого «экзамена по билетам», который был у нас до внедрения обязательного ЕГЭ: билет с вопросами и письменная работа.

Кроме того, именно в ГВЭ, пусть и на более лёгком уровне, реализовано то, к чему идёт ЕГЭ (вспомним задание 21) – проверка знания правил русского языка.

Конечно, ГВЭ не ставит перед сдающим каких-то сверхсложных задач. Однако пренебрегать подготовкой к этому экзамену тоже нельзя, иначе он может преподнести сдающему несколько неприятных сюрпризов.