03.09.2021
Рецензии на книги

«Всего один взгляд» и «Невиновный» Харлана Кобена: семейные тайны и без вести пропавшие

Два детектива под одной обложкой: женщина ищет пропавшего мужа, а мужчина, подозреваемый в убийстве, берется за собственное расследование

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства

Текст: Сергей Сызганцев

Всего один взгляд. Невиновный. Харлан Кобен

Пер. с англ.: Наталья Рейн, Ольга Мышакова. – СПб., Азбука, 2021

Вероятно, имя Харлана Кобена российскому читателя знакомо благодаря недавней экранизации одного из его романов «Харлан Кобен. Невиновен» от Netflix. Самого писателя, конечно, никто не обвиняет: имя в названии – маркетинговый ход. Кобен по образованию политолог, живёт в Нью-Джерси с женой и четырьмя детьми, а книги ему нравится писать про семейные тайны, загадочные исчезновения и призраков прошлого. Видимо, с темами для детективных романов он не прогадал – в творческой копилке писателя уже есть литературная премия Эдгара Аллана По, а также премии «Шамус» и «Энтони».

В августе издательство «Азбука» выпустило сразу два романа Харлана Кобена под одной обложкой: «Всего один взгляд» и первоисточник нашумевшего сериала «Невиновный». Объединяют их главные герои, попавшие в запутанную паутину прошлого, выбраться из которой непросто.

«Всего один взгляд»

Грейс Лоусон считает себя счастливой. У неё есть любящий муж, двое очаровательных детей и живопись – увлечение, которое вдохновляет. Но счастье, как это часто бывает, длится недолго. Однажды Грейс обнаруживает вместе с остальными распечатанными снимками незнакомую фотографию пятнадцатилетней давности, на которой, похоже, изображён её муж Джек. Грейс показывает ему снимок, после чего мужчина уходит из дома – и не возвращается. А Грейс начинает расследование: ведь на кону стоит не только семейное благополучие, но и правда о муже, которую кто-то хочет скрыть. Поиски героини осложняются ещё и тем, что у каждого персонажа своя правда, и не все хотят, чтобы их правда была раскрыта.

Для Кобена в первую очередь важны человеческие судьбы – автор пытается нащупать ту грань, за которой кончается семейная идиллия и начинаются недоверие, разочарование и ложь. Занятый поисками истины читатель – словно он читает какую-то трагикомедию, а не детектив – наблюдает сцены из семейной жизни, где каждый персонаж несчастен по-своему. Так, уже немолодая жена, вынужденная мириться с невниманием когда-то пылкого мужа, каждый вечер танцует в окне на радость соседу. Или куда менее комичная ситуация – мальчик, который родился и вырос в Корее, становится сиротой, а в будущем и хладнокровным убийцей

Сыщики в романе «Всего один взгляд» – тоже пострадавшие, да и преступники не являются абсолютным злом. Истинным антагонистом здесь выступает само прошлое: оно никому не даёт покоя. Прошлое у Кобена иногда подкарауливает жертву изощреннее любого убийцы, и совершенно не важно, кто перед ним – отчаявшаяся жена, бросившая все силы на то, чтобы найти мужа, или криминальный авторитет, потерявший сына и жаждущий отмщения. Ярко выраженной детективной линии в книге нет: её место занимают многочисленные флэшбеки и размышления героев, что, увы, пагубно сказывается на интриге – она здесь еле теплится.

При этом, роман, как всякий хороший детектив, не лишён неожиданной развязки. Убийца – не садовник, а сразу несколько «садовников».

«Невиновный»

Мэтт Хантер не хотел никого убивать. Но из-за случайной драки в ночном клубе от его руки гибнет человек, и парень на долгие десять лет оказывается заперт в тюремных стенах. Когда Мэтт выходит на свободу, ему кажется, что всё плохое позади: он влюбляется, женится, и вот уже вместе с супругой выбирает новый дом, в котором они будут растить их будущего ребенка – как вдруг на телефон его возлюбленной Оливии начинают приходить странные сообщения, а самого Мэтта обвиняют в трёх убийствах. Мужчина начинает собственное расследование, но кто способен поверить в невиновность человека, совсем недавно вышедшего из тюрьмы?

В отличие от предыдущего романа Кобена, «Невиновный» с первых страниц даёт понять, что перед нами запутанный детектив с несколькими главными героями. Если в мелодраматичной истории Грейс нашлось место только одному рассказчику, то в жёстком «Невиновном» нарраторами выступают сразу несколько персонажей: мужчина, жаждущий узнать правду о своей жене, женщина-полицейский, расследующая убийство монахини, и агент ФБР, которого по праву можно назвать волком в овечьей шкуре. Этот приём – наряду с привычным для Кобена писательскими крючками, которые он развешивает в конце почти каждой главы – обеспечивают роману ту самую интригу, которой не может похвастаться «Всего один взгляд».

«Невиновный» отчасти напоминает компьютерную игру: перед тем как погрузиться в сюжет, нам предлагают узнать биографию главного героя, которую автор размещает в прологе в редком для подобного повествования втором лице. Затем мы переходим на следующий «уровень», где нам предстоит «играть» от лица полицейского и расследовать убийство в монастыре – настоящий квест в замкнутом пространстве. Подобные перемещения хоть и способны поначалу запутать читателя, однако исправно удерживают внимание и не позволяют окончательно «выйти из игры».

Закручивая без того запутанную детективную интригу, Кобен продолжает уделять большое внимание внутреннему миру персонажей и охотно позволяет им рефлексировать на протяжении пары-тройки страниц. Под флёром подобной рефлексии угадываются попытки автора обратить внимание читателей на конкретные социальные проблемы: предубеждение общества к бывшим заключённым, рабское и неуважительное отношение к женщинам, дальнейшая судьба детей из неблагополучных семей и так далее.

В итоге романы, при свой жанровой схожести, получились совершенно разными. Первый по всем параметрам отвечает негласным признакам бытовой драмы – менее остросюжетный, сконцентрированный на поисках семейного счастья и неумолимости прошлого. Второй – жёсткий детектив с лихо закрученным сюжетом и калейдоскопом персонажей. Объединяет оба текста внимание к человеку, бытовым мелочам и – всё та же паутина прошлого, которая затягивает не только персонажей, но и особо любопытных читателей.