САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Танамор. Опасное наследство». Современный Франкенштейн

Новый фэнтези-цикл от автора «Дарителей» Екатерины Соболь: с ирландским колоритом, зомби-апокалипсисом и семейными тайнами в декорациях Лондона XIX века

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства

Текст: Сергей Сызганцев

Екатерина Соболь. Танамор. Опасное наследство - М.: Росмэн, 2021

Джон Гленгалл и компания

Добро пожаловать в большой викторианский особняк. Вас встретят пожилые, но заботливые слуги, к столу подадут запечённую рыбу с салатом мангольд, а также подберут для вас самый красивый и модный наряд. А ночью, когда этажом выше вы вдруг услышите шаги и подниметесь, чтобы застать возможного вора врасплох, вас, вероятно, убьют. Во всяком случае, именно так произошло с Джоном Гленгаллом – главным героем романа Екатерины Соболь «Опасное наследство», первой книги цикла «Танамор». Но это только начало истории, и вы ещё даже успеете воскреснуть. И не раз.

Семнадцатилетний Гленгалл (для своих просто Джонни) – крайне противоречивый персонаж. В дорогой элитной школе он научился достигать своих целей с помощью лжи и лести; внешний вид и мода чрезвычайно для него важны, и не дай бог прислуга позволит себе слишком многое, когда захочет вступить с ним в разговор. А когда он узнаёт о смерти отца и наследстве в виде фамильного лондонского особняка (да ещё одно поместье в Ирландии в придачу), то и вовсе «слетает с катушек» и в первый же день вне школы направляется на бал к соседу-аристократу. Однако Джонни становится ещё более противоречивым, когда с первых страниц отличным чувством юмора и самоиронией располагает к себе даже искушённого читателя.

У Джонни есть ещё и старший брат-учёный Бен с крайне нестандартным хобби (хотя для него оно – служение науке и вообще смысл жизни) – исследование смерти и возвращение мёртвых к жизни. Подобный портрет не только очевидно напоминает легендарного героя Мэри Шелли Виктора Франкенштейна, но и выполнен по всем негласным правилам образа «чудаковатый учёный»: полная уверенность в собственных словах и действиях (даже если они сомнительны), одержимость наукой и своим делом (даже если оно требует кого-нибудь убить) и мнимое сумасшествие. Прибавьте сюда раскопки могил и поджог собственной комнаты (даже если это вышло случайно).

Завершает «чумовую» компанию из новоявленного графа и современного Франкенштейна бойкая коренная ирландка Молли, которой палец в рот не клади – откусит да ещё запьёт ирландским виски (наверно). Приехавшая из недавно захваченной Англией Северной Ирландии (действие романа происходит в 1837 году – спустя 36 лет после присоединения Ирландии к Соединенному Королевству), Молли твёрдо решила найти в Лондоне работу и помочь родителям, которые остались по ту сторону пролива. При этом она остаётся верна собственной стране и народным легендам, поэтому в Лондоне ей приходится мириться с многочисленными трофеями и символами, подчёркивающими поражение ирландского народа в битве с англичанами.

«Ирландские» сказки

Политические разногласия персонажей, хоть и подарившие читателям пару-тройку комичных диалогов, не играют в «Опасном наследстве» особой роли. Для молодого поколения, не принимавшего непосредсвенного участия в войне, все это так и остается поводом для дискуссий. В истории Екатерины Соболь куда более важную роль играют якобы ирландские национальные легенды, которые русский автор придумал сам: но не без заимствования некоторых персонажей британского фольклора, конечно.

Среди таких легенд – история о Мерлине и волшебном камне-трилистнике танаморе, каждый «лист» которого способен вернуть человеку жизнь, душу и разум. На страницах книги также встречаются «ирландские народные» песни. Одна из них – про парня Файонна, который скрыл от жены, куда спрятал деньги, а потом умер, так и не успев раскрыть местонахождения тайника. В обоих сказаниях Мерлин возвращает к жизни героев с помощью танамора.

Подобные авторские переосмысления английской культуры и фантазии на тему ирландского народного творчества, безусловно, придают «Опасному наследству» самобытности и особого ирландского колорита, который будет понятен и русскому читателю.

Готический роман и книжка про зомби

Козыри Екатерины Соболь – хорошо прописанный мир, динамичные диалоги с юмором и неоднозначные, многомерные персонажи. Автор большое внимание уделяет сюжетной арке героев, и в «Опасном наследстве» это проявляется особенно чётко: из-за внезапной смерти и последующего воскрешения Джонни по всем правилам драматургии перевоспитывается, меняет приоритеты и наконец-то ставит интересы других людей выше своих.

Роман полон мрачной атмосферы и неприятных физиологических подробностей – автор, не брезгуя, описывает устройство внутренних органов, сворачивание шеи и те моменты, когда воскресших персонажей тошнит биологическим раствором. Но при всем этом «Опасное наследство» остаётся хорошим подростковым фэнтези: в жизненных перипетиях героев и их отношениях с родственниками отчётливо прослеживаются проблемы, знакомые подрастающему поколению. В Бене Гленгалле могут узнать себя те, чьи родители не одобряют их увлечений и считают их странными, а Молли, возможно, поймут ребята, которым выпала доля поддерживать семью материально. Наиболее наглядная история у самого Джонни – принятие собственных недостатков и поиск себя, своего дела. Чего только стоит отличная авторская находка, когда Джонни фантазирует, что было бы написано на его надгробии: «Под этим камнем покоится Джон Гленгалл, знаменитый изобретатель генератора и прочих важных штук. Спи спокойно, солнце Британии, закатившееся слишком рано», или «Здесь покоится граф Гленгалл: не терял чувства юмора при жизни, не потерял и после», и вот ещё: «Граф Гленгалл, главный остроумец Британии, безвременно покинул нас дважды».

«Танамор. Опасное наследство» – мрачная, но настолько живая и остроумная история, что иной раз забываешь, что перед тобой – довольно кровавая книга про воскрешение мёртвых и опасные эксперименты со смертью. Екатерина Соболь не только создала интересных и объёмных персонажей, в которых сквозь призму времени узнаются современные молодые люди, но и смешала два таких непохожих друг на друга литературных вектора – готический роман и подростковую книжку про зомби. А также не побоялась поговорить с подрастающим поколением на гнетущую тему принятия смерти, чтобы закончить воодушевляющим призывом ценить жизнь во всех её проявлениях.