21.10.2021
Кино и литература

Пять экранизаций Евгения Шварца

21 октября исполняется 125 лет со дня рождения самого доброго сказочника Евгения Шварца - автора "Дракона", "Обыкновенного чуда" и "Сказки о потерянном времени"

 kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Текст: Наталья Соколова

Говорят, Шварц не любил сказок с плохим концом. Поэтому его маме приходилось выдумывать истории самой - ведь немало сказок заканчиваются не слишком хорошо. Слушать их будущий драматург категорически отказывался.

В юности Шварц хотел стать юристом. Но проучившись два года на юридическом факультете Московского народного университета имени А.Л. Шанявского, провалил экзамен по римскому праву. Так он пополнил славную галерею сказочников, так и не ставших юристами. С этой непростой наукой сначала хотели себя связать братья Гримм, Шарль Перро и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Кстати, если бы всё, о чем писал Шварц, самый добрый сказочник, происходило по-настоящему, мир точно стал бы уютнее.

Вспомним же лучшие экранизации его произведений.

"Сказка о потерянном времени", 1964

Картина Александра Птушко с Олегом Анофриевым в главной роли. Этот фильм просто обязан быть во всех списках лент, обязательных к просмотру школьникам. Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого чародеям необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых двоечников: школьники состарились, а волшебники омолодились. Злых волшебников сыграли Сергей Мартинсон, Георгий Вицин, Ирина Мурзаева и Валентина Телегина. Но добро, конечно, победило. А как может быть иначе, если сказку написал добрый волшебник Шварц.

"Морозко", 1964

Сказка на все времена от признанного классика Александра Роу. Картина "Морозко" вышла в прокат по всему миру - в Великобритании, ГДР, США, Мексике, Финляндии и других странах. До сих пор фильм остается одной из главных новогодних картин в Чехии, где сказку очаровательно называют "Мразик" и любят так же, как у нас "Иронию судьбы". На роль Марфуши претендовала Тамара Носова, но ассистент режиссера увидела Чурикову случайно в коридорах "Щуки" и пригласила ее на съемочную площадку. Чтобы выбрать кого-то одного, придумали задание - грызть орехи. Чурикова справилась с этим виртуознее. Еще одна большая удача фильма - очень человечная Баба-яга в исполнении Георгия Милляра.

"Марья-искусница", 1960

Еще одна сказка Александра Роу - киноверсия пьесы Шварца "Сказка о храбром солдате", написанная для кукольного театра. От замысла до воплощения на экране прошло почти десять лет. Закончилась у солдата служба, и спешит он домой. Но как по пути не помочь мальчику Иванушке вызволить из плена матушку свою - Марью-Искусницу. Кстати, популярность фильма - во многом заслуга Милляра, который сыграл придворного Квака. Многие комичные эпизоды с его участием не были написаны в сценарии, а были импровизацией актера, которую Роу включил в фильм.

"Обыкновенное чудо", 1978

Фильм Марка Захарова, разобранный на цитаты и вошедший во все учебники по истории кино. "— Вы негодяй! — Да. А кто нынче хорош? Вот я например, вижу: летит бабочка, головка крошечная, безмозглая, крылышками бяк-бяк, бяк-бяк-бяк… ну дура-дурой!". "То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь", "Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь, жду". Андрей Миронов, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгения Симонова воплотили на экране лучшую пьесу Шварца. Много лет назад Волшебник придумал "сказку наоборот": превратил медведя в человека и решил, что тот вернётся в свое обычное состояние, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот юноша - бывший медведь - встречает в доме волшебника прекрасную девушку, которая ему очень понравилась…

"Убить дракона", 1988

Последняя киноработа Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца "Дракон". И снова звездный состав любимых "ленкомовцев": Александр Абдулов, Олег Янковский, Александр Збруев. Натурные сцены снимались на пленэре в живописных немецких замках и аутентичных немецких улочках. А вообще, к пьесе "Дракон" Захаров подбирался долго - в 1962 году тогда еще начинающий режиссер поставил ее в студенческом театре МГУ. На одной из генеральных репетиций присутствовали Олег Ефремов и Валентин Плучек. Спектакль просуществовал недолго, так как был признан идейно неудобным. Фильм тоже с трудом шел к зрителю через сито многочисленных худсоветов. Равно как и пьеса, которая была запрещена к постановке на долгие 18 лет. Королевство, где бесчинствует тиран Дракон, слишком было похоже на тоталитарное государство.

Источник: rg.ru