Текст и фото: Юлия Зеленко/Ростов-на-Дону
Город Ростов-на-Дону обычно ассоциируется с М. А. Шолоховым и героями его произведений. Но при этом незаслуженно забывается его влияние на судьбу и творчество других великих представителей отечественной культуры и словесности.
В полной мере это относиться к малоизвестному периоду жизни в нашем городе знаменитого драматурга Евгения Львовича Шварца, который оказался здесь в 1918 г. после тяжелого ранения и демобилизации из Добровольческой армии, закончив свое участие в «Ледяном походе» генерала Корнилова. После переезда в донскую столицу Шварц стал писать для газет и журналов и одновременно для театра. В это же время (с 1918 по 1923 годы) он сближается с артистами (и даже сам выступает на сцене) «Театральной мастерской», находившейся в бывшем особняке Черновых на улице Большая Садовая.
Дом был возведен знаменитым ростовским купцом Елпидифором Парамоновым для его невесты актрисы Маргариты Черновой.
После революции ее дом национализировали и какое-то время его занимала театральная труппа, в которую входили также Шварц и бывшая домовладелица М. Чернова.
Об этом Шварц так записал в своем дневнике (1920 г.): «Зал черновского особняка, большой для богатого дома, превращен был в крошечную театральную залу. А мы, случайно выбравшиеся из юношеского бесплодного, несамостоятельного бытия, стали профессиональными актерами. И сами не верили этому. Быт в те дни был тяжелый…».
В Ростове Шварц познакомился с первой женой, актрисой Гаянэ Халаджиевой, которая сначала не особенно откликнулась на его пылкие чувства. В их силе она убедилась после одного случая во время осенней прогулки по набережной Дона, когда Шварц, объясняясь в любви, заявил, что выполнит любое ее желание. И когда Гаянэ как капризная принцесса спросила: «А если прикажу прыгнуть в Дон?», Шварц тут же в пальто сиганул в стылую воду. Сбежавшиеся на ее крики о помощи горожане вызволили из воды драматурга, за которого и вышла замуж доселе артачившаяся невеста. И как же тут ни вспомнить порывы искренних чувств героев произведений самого Шварца? «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них» («Обыкновенное чудо»).
Ростов-на-Дону стал отправной точкой для дальнейшего творческого пути Е. Шварца. Оказавшийся в Ростове проездом поэт Николай Гумилев, увидев и одобрив постановку своей пьесы «Гондла», где главные роли исполняли Шварц и его жена, помог в переводе театра в Петроград. Но вскоре власти лишили театр государственной поддержки из-за его «нереволюционного» репертуара. Артисты перешли в другие театры, а Шварц, покинув сцену, окончательно стал профессиональным литератором.
Так южный город дал путевку в новую творческую жизнь будущему великому драматургу, о чем, увы, мало кому известно до сих пор. А жаль. Ведь без знания почвы, на которой всходят ростки произведений бессмертных классиков, значительно обедняется цельность нашего восприятия их нетленного творчества.
Ссылки по теме: