САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Человек, который всегда был прав. Евгений Шварц

21 октября 1896 года родился великий сказочник Евгений Шварц

21 октября 1896 года родился Евгений Шварц / kino-teatr.ru
21 октября 1896 года родился Евгений Шварц / kino-teatr.ru

Текст: Андрей Цунский

1954 год. Григорий Козинцев собирается снимать «Дона Кихота». И понимает с самого начала - все можно исправить, кроме одного: если ошибиться со сценаристом. Несколько часов раздумья - и Козинцев снимает телефонную трубку. Есть только один человек, который сможет написать такой сценарий. Почему?

«Шварц — единственный писатель, который писал о добре без сентиментальности!».

120 лет назад, 21 октября 1896 года родился Евгений Шварц

В 1921 году приезжает в Петроград небольшая театральная труппа, дает несколько спектаклей - и разваливается. В числе актеров - высокий и тогда еще худой Женя Шварц, прекрасный рассказчик-импровизатор, веселый, открытый и добрый человек. Друзья удивлялись, когда заходя в парикмахерскую, к юрисконсульту, в «Гостиный двор» или в мастерскую по починке обуви - он всюду встречает знакомых - «Да это же все актеры нашего театра!». Единственный человек, который считает Шварца начисто лишенным всех дарований, - Корней Чуковский. У него Шварц служит литературным секретарем. Шварц отвечает ему острейшим оружием из своего арсенала - иронией.

«Все что говорят о нелюбви Чуковского к Маршаку - ужасно неточно.


Корней Иванович не выносит Маршака не больше, чем всех остальных людей».


120 лет назад, 21 октября 1896 года родился Евгений Шварц

Через два года - поездки по стране, в 1923 году возвращение в Петроград и первая публикация - «Рассказ старой балалайки», в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год.

Как же не боитесь вы, Евгений Львович? Как же не пытаетесь спрятаться? Все вас считают участником гражданской войны, и это чистая правда. Но неужели не страшно вам, что узнает вас в лицо кто-нибудь из участников штурма Екатеринодара в марте 18-го? Ведь его брала вовсе не Красная армия. Или кто-то, шедший рядом во время страшного корниловского «Ледяного похода»? Нет. Не умеет еще бояться 28-летний Женя Шварц. Рядом всегда были боевые товарищи, солдатскую дружбу не предают. Будет еще время узнать, кого бояться, и еще будут дни густого, как деготь, липкого страха…

«Я перечитал роман и вижу, что там целый мир, который дает возможность рассказать то, что хочешь. А хочу я рассказать следующее: человек, ужаснувшийся злу и начавший с ним драться, как безумец, всегда прав».

21 октября 1896 года родился Евгений Шварц
Александр Введенский

1925 год. Какое счастливое время! Женя Шварц поступает в штат детских журналов «Ёж» и «Чиж». «ЕЖ» - «ежемесячный журнал», а ЧИЖ - «чрезвычайно интересный журнал». И это так! Детский отдел Госиздата возглавляет Самуил Маршак. Маршак - администратор и начальник, он вечно занят, на шестом этаже дома Зингера («Дом книги», Невский 28) появляется редко. Начальство вообще боится туда заходить - с утра понедельника до вечера пятницы шестой этаж содрогается от смеха! Олейников, Хармс, Заболоцкий, Введенский. Андроников, Шварц, Леонид Савельев, Генриэтта Левитина.

Достаточно одного слова - рождается шутка, рифма, смешная подпись к картинке, стишок, посетители выходят, спотыкаясь от

21 октября 1896 года родился Евгений Шварц
21 октября 1896 года родился Евгений Шварц

хохота. Там на шестом этаже все - еще друзья, ревность не заходит за пределы творческого турнира - а королева его - Генриэтта, которую тут же прозвали «Груней».

  • Я люблю Генриэтту Давыдовну,
  • А она меня, кажется, нет,
  • Ею Шварцу квитанция выдана,
  • Ну, а мне и квитанции нет

- комментирует в стихах Олейников какой-то рабочий момент жизни редакции, Шварц отвечает и… Многие с пятого этажа бегают наверх в курилку, чтобы поднять настроение.

И в стране жить не страшно, не скучно, интересно читать газеты и журналы, бюрократическая могильная плита еще не легла на нее.

«Никаких экранизаций не хотелось бы мне делать, никаких инсценировок. Я на это неспособен. Я сразу пугаюсь. Изобилие материала меня не вдохновляет — изобилие материала о романе, а не в нем самом. Я верю только в мое собственное ощущение духа того времени…».

Женя Шварц знакомится со многими писателями, поэтами. Но теперь у него есть несколько собственных детских книжек - «Воробей», «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь»,

21 октября 1896 года родился Евгений Шварц
21 октября 1896 года родился Евгений Шварц

«Шарики». Известная в те годы писательница Александра Бруштейн пишет в дневнике: «Вот и хорошо! А то рассказываешь всем «Женя Шварц, Женя Шварц»! А на вопрос, а что он собственно сделал в литературе , ответить-то было нечего. А теперь есть чего!». Сначала, в провинции, публиковался под псевдонимом «Щур» - «домовой», но вот его уже хвалят Маршак и Мандельштам, и Щур исчезает навсегда, появляется Евгений Шварц.

Он встречается с Шолоховым - но одновременно с восхищением его «Тихим Доном» его гнетет чувство, что сам автор - человек талантливый, но жестокий и безжалостный. «Вглядываюсь в этого небольшого человека, вслушиваюсь в его южнорусский говор с «h» вместо «г» — и ничего не могу понять, теряюсь, никак не хочу верить, что это и есть писатель, которому я так удивляюсь. Съезд встал, встречая его, — и не без основания. Он чуть ли не лучший писатель из всех... Да попросту говоря — лучший. И никак не видно было

21 октября 1896 года родился Евгений Шварц
21 октября 1896 года родился Евгений Шварц

сегодня ни по внешности, ни по говору, ни по тому, что он говорил, — что это вот и есть автор «Тихого Дона»… Бог ему судья!..». Шварц не дожил до процесса над Синявским и Даниэлем. Но ведь не подвело поразительное чутье…

И вдруг в начале тридцатых из Детского отдела уходят и Шварц, и Олейников, и Андроников, и Груня Левитина. Уходят не просто так.


На Хармса и Олейникова заводят уголовные дела, они обрастают сплетнями и кривотолками, впервые приходит в страну тень страха…


21 октября 1896 года родился Евгений Шварц
Михаил-Зощенко

Шварц уходит в театр - после долгих поисков и периодов безденежья…В 1934 году он печатает в журнале «Звезда» пьесу «Похождения Гогенштауфена» - причем действие происходит в советском учреждении, где трудится в должности управделами некая товарищ Упырева. Она… вампир, пьет кровь из живых людей, а если не удается добыть - питается гематогеном. Через год это была бы уже страшная крамола.

«Подумать только - эти неучи пускали вам кровь по нечетным числам, тогда как современная наука установила, что это следует делать только по четным! Ведь сейчас уже 1605-й год! Шутка сказать!»

1934 год. Шварц заканчивает одну из лучших пьес-сказок современности - и сегодня весьма актуальную - «Голый король». Ее истинный и неповторимый триумф - вдалеке, в «Современнике», актеры, которые будут в ней играть, едва родились… Две его пьесы идут в Ленинградском ТЮЗе. Выходит среднеметражный фильм «Разбудите Леночку» в соавторстве с Олейниковым. Он приступает к «Красной Шапочке»…


Но в душе - предчувствие беды.


Евгения-Шварц

«Пронеслись зловещие слухи о том, что замерший в суровости своей комендант собрал домработниц и объяснил им, какую опасность для государства представляют их наниматели. Тем, кто успешно разоблачит врагов, обещал Котов постоянную прописку и комнату в освободившейся квартире. Было это или не было, но все домработницы передавали друг другу историю о счастливицах, уже получивших за свои заслуги жилплощадь. И каждый день узнавали мы об исчезновении то кого-нибудь из городского начальства, то кого-нибудь из соседей или знакомых»…

Это из дневника-мемуара Шварца за 1957 год. А тогда… тогда исчезает Олейников, Заболоцкий и десятки других…Их не крадет Снежная Королева. Дома у Шварца ложатся спать намеренно поздно. «Почему-то казалось позорным стоять перед посланцами судьбы в одном белье и натягивать штаны у них на глазах».


Что же не боитесь вы, Евгений Львович?


Боитесь! Еще как! Так какого ж черта лезете на рожон и требуете пересмотра дела Заболоцкого - и спасаете его! А одновременно пишете «Снежную королеву», «Тень», «Сказку о потерянном его времени»? Откуда вы такие беретесь, безумцы, думающие, что вы бессмертны?

«Стараясь во всем подражать рыцарям, которые, как ему было известно из книг, не спали ночей в лесах и пустынях, тешась мечтой о своих повелительницах, Дон Кихот всю ночь не смыкал глаз и думал о госпоже свой Дульсинее».

21 октября 1896 года родился Евгений Шварц

В 1927 году Евгений на одном из литературных собраний познакомился с Екатериной - женой брата своего друга. Оба были связаны семьями. Мало того: у Шварца недавно родилась дочь. Но есть на свете непобедимые чувства. С Екатериной Ивановной Евгений Львович прожил 30 лет, до последнего своего вздоха.

Началась война. Шварц рвался в ополчение - но не прошел медкомиссию. Его предлагали эвакуировать - но одного, без жены… И однажды он прибежал совершенно счастливый к своей знакомой и сообщил:

«Знаете, оказывается, удивительно приятно чувствовать себя порядочным человеком. Вчера мы с Катей окончательно решили остаться, и вот я второй день хожу с этим приятным ощущением».

Во время бомбежек они вдвоем дежурили на крыше своего дома - «писательской надстройки» на канале Грибоедова - он пожарным, она санитаркой, решив для себя: если бомба - то сразу на двоих… А в свободное от дежурств время он хлопотал и чуть не силой заставил эвакуироваться М. Л. Лозинского, М. М. Зощенко - они не хотели улетать, ведь на эвакуацию культурных деятелей было выделено всего шесть мест в месяц…

Но и их самих в конце концов вывезли в Киров - и там Шварц начал самое смелое свое произведение - «Дракон», которое многократно ставили на сцене и экранизировали - вот только в наши дни фильм давно не показывают. Почему бы?

«Мне становится ясен конец фильма. Дон Кихот, окруженный друзьями, ждет приближения смерти. И утомленные ожиданием, они засыпают. И Дон Кихот поднимается и выходит. Он слышит разговор Росинанта и Серого. Разговор о нем. Росинант перечисляет, сколько раз в жизни он смертельно уставал. Осёл говорит, что ему легче, потому что он не умеет считать. Он устал, как ему кажется, всего раз — и этот раз все продолжается. Ночью не отдых. Отдыхаешь за едой. А когда нет еды, начинаешь думать. А когда делаешь то, что не умеешь, то устаешь ещё больше. И оба с завистью начинают было говорить, что хозяин отдыхает».

Н. И Альтман, Е. Л. Шварц, И. Г. Эренбург. 1957 г. Ленинград

Послевоенные годы уже не были настолько плодотворными, хотя создана самая красивая пьеса-сказка - «Обыкновенное чудо». Вышел на экраны «Дон Кихот» - и сразу стал киноклассикой. «Как много на свете чужих людей. Тебя это не тревожит на улице и в дачном поезде. Но тут, в зале, где мы будем перед ними как бы разоблачаться — вот какие мы в работе, судите нас! — тут становится жутко и стыдно. Мою работу вряд ли заметят. Но я чувствую себя ответственным за картину наравне со всеми, и испытываю удовольствие от того внимания, с которым смотрят её на этом опасном просмотре, без музыки, с плохим звуком, приблизительно смонтированную картину…»

Только после нескольких выступавших на худсовете режиссер А. Ивановский вспомнил о сценаристе: «Я совершил большую ошибку, забыв сказать о сценаристе, о Шварце… Это же роман, но нужно было сделать кинематографическое воспроизведение, по которому режиссер мог создать картину по законам кинематографа…».

И вдруг ворон говорит: «Не отдыхает он. Умирает». И с тоской говорят они: «Да что такое усталость. В конюшне — тоска». Оба вспоминают утро. Солнце на дороге. Горы. И Дон Кихот соглашается с ними…».

Врачи потребовали, чтобы Евгений Львович бросил курить. Он долго курил дешевые папиросы, «гвóздики», памятные ленинградцам тех времен, потом перешел на «Беломор». И вдруг - разработал собственную систему, благодаря которой сумел одолеть привычку к

О. Ф. Берггольц и Е. Л. Шварц. 1956—1957 гг. Комарово.

табаку! "Делается все очень просто. Ты покупаешь не одну, а две пачки "Беломорканала" и кладешь их в карман. Меньше чем с двумя пачками ты вообще на улицу не выходишь. Каждый раз, когда тебе захочется курить, ты закуриваешь. Ты это делаешь с удовольствием и не торопясь, так, как будто и не собираешься расставаться с курением. Однако, затянувшись, ты неожиданно вспоминаешь, что это вредно, и ломаешь папиросу, как будто не ты ее закурил, а она тебя закурила".

Но уже поздно. На ногах перенесен один инфаркт, вот-вот грянет второй… И вскоре Катерина Ивановна читает траурные телеграммы.

«Милая, дорогая Катерина Ивановна, я очень хорошо знаю — по своей жизни — как мало значат в такие минуты слова. Но не могу не написать Вам, как всем сердцем разделяю Ваше горе. Ведь Евгений Львович был последнее время самым мне близким, хорошим человеком.

Помните, Катерина Ивановна, что я в любую минуту, когда это будет Вам нужным — буду счастлив хоть чем-нибудь оказаться Вам полезным.

Ваш Г. Козинцев».

Очень трудно написать Дона Кихота. Еще труднее «перевести» его на киноязык. Но ничего нет сложнее, чем прожить жизнь Дона Кихота - и в этой неминуемо обреченной роли оказаться победителем. Непобедимой осталась лишь смерть. На сценах театров «Голый король» вызывал бурю оваций и искреннейший смех. Но жизнь - не театр, и не кино.

15 января 1958 года, как и положено по Андерсену, прозвучала где-то грустная песенка:

  • Ах, мой милый Августин,
  • Августин, Августин,
  • Ах, мой милый Августин, все прошло, все….

Великого сказочника не стало на свете.