03.12.2021
Фестивали

Сделай сам! Умка и преимущества свободного книгоиздания

Рок-музыкант, поэт, литературовед, переводчик Анна Герасимова (Умка) доказала, что писатель может быть и издателем

Текст и фото: Владимир Гуга

Под занавес первого дня Non/fictio№23 ее посетители узнали о преимуществах свободного книгоиздания перед официальным.

Кто не читал Солженицына в четвертой копии, тот, пожалуй, не знаком с истинной радостью победы над издательскими запретами и ограничениями. Рок-музыкант, поэт, литературовед, переводчик Анна Герасимова (Умка) опровергла доктрину Адама Смита о разделении труда. Она доказала, что писатель может быть одновременно и издателем (редактором, художником-оформителем, корректором, печатником, переплетчиком и проч.).

В качестве главного посыла своей теории Умка процитировала стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать»

  • Как хорошо уметь читать!
  • Не надо к маме приставать,
  • Не надо бабушку трясти:
  • «Прочти, пожалуйста, прочти!»
  • Не надо умолять сестрицу:
  • «Ну, прочитай еще страницу».
  • Не надо звать,
  • Не надо ждать,
  • А можно взять
  • И почитать!

Точно так же, по мнению Анны Герасимовой, основательницы «несуществующего» издательства «Умка-пресс», можно «взять и издать книжку». На коленках. По ее мнению, если человек недоволен котлетами, предлагаемыми в ресторане, или яблоками, купленными в супермаркете, он может вполне сделать котлеты сам, а яблоки вырастить в саду. То же самое касается и книгоиздания. Зачем «биться» с редактором и корректором за каждую поправку в тексте, зачем годами мариновать свою «нетленную» рукопись в портфеле издателя, когда можно довольно легко издать книгу собственными силами. Ну не то чтобы легко, но с гораздо меньшей тратой эмоциональных ресурсов.

Книгоиздание Анны Герасимовой началось в ее далеком прошлом.

Аня говорит, что еще в раннем детстве выпускала самодельный "журнал" под названием "Медвежья литература", невольно пародируя тогдашние детские, да и взрослые журналы. В старших классах школы написала два толстых романа "из жизни русской интеллигенции 19 века", но, к счастью, опубликовать их не удалось. Примерно тогда же впервые столкнулась с настоящим самиздатом - сестра принесла составленный В. Абрамкиным сборник "недетского" Хармса, который Аня перепечатала на машинке и впоследствии сама переплела. Потом, когда родился сын, в семье снова несколько лет выпускался иллюстрированный журнал в одном экземпляре. Начав публиковаться в настоящих издательствах и журналах, Аня вскоре поняла, что одной работать гораздо удобнее. Так стали появляться самодельные брошюрки: роман Джека Керуака, автобиография Игги Попа, воспоминания аниного отца Георгия Герасимова... Сейчас выпущены десятки малотиражных малобюджетных изданий, в основном биографического и автобиографического характера, а также анины собственные стихи и переводы и даже тоненькие книжки ее внука Платона. Осуществлять эти издания помогает крошечное издательство "Пробел-2000".

Рассматривая роль современного самиздата, невольно задумываешься о появившихся высокотехнологических издательских платформах, дающих возможности каждому желающему печатать книги в любом количестве и любого качества. Действительно, зачем делать книги на кухне с помощью скрепок и степлера, когда можно заказать тираж 10 или 10 000 экземпляров в специальном учреждении? А всё дело в том, что «продвинутое» издательство не только и не столько создает книгу, сколько легитимирует ее существование, то есть «выдает лейбл». Без этого лейбла книга попадает в категорию «издано для мамы». Несуществующее якобы издательство «Умка-пресс», разумеется, уже само является «маркой», которую некоторые авторы-нонконформисты не отказались бы иметь на обложках своих изданий. Поэтому современный самиздат на примере «Умка-пресс» можно вполне считать элитарным, утонченным вариантом общего издательского процесса. Ведь и в первом и во втором случае главный принцип одинаков.