26.12.2021
Литературные музеи

Дом — это павшие на землю Небеса

В ГМИРЛИ имени В. И. Даля состоялось торжественное открытие выставки «Чарльз Диккенс в русских зеркалах»

Экспозиция выставки / Дарина Копытова
Экспозиция выставки / Дарина Копытова

Текст: Дарина Копытова

На выставке, посвящённой рецепции творчества английского писателя в русской литературе, представлены материалы из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, музея МХАТ и Дома-музея Диккенса в Лондоне. Художественное решение выставки воплощено студентами Школы-студии МХАТ под руководством Марии Утробиной, заведующей кафедрой сценографии.

В начале торжественного мероприятия с приветственным словом выступил директор Государственного литературного музея — Дмитрий Бак. Он прочёл стихотворение Арсения Тарковского, посвящённое Чарльзу Диккенсу:

  • Я виноват. О комнатное время,
  • Домашний ветер, огонёк в передней!
  • Я сам к тебе зашел на огонек,
  • Что с улицы, от снега, от костров,
  • От холода… Я тихо дверь открыл.
  • Куда как весело в печи трещало,
  • Как запрещал сверчок из теплой щели
  • Без спросу уходить, куда как Диккенс
  • Был нежен с чайником. Я сел у печки,
  • И таяли на рукавах моих
  • Большие хлопья снега. Засыпая,
  • Я слышал: чайник закипал, сверчок
  • Трещал, и Диккенсу приснилось…

«Это стихотворение написано Арсением Тарковским под впечатлением от похода в художественный театр, где ставился Диккенс. Оно многое говорит о нашей выставке, потому что это закольцованный сон, где несчастье переходит в радость, униженные и оскорблённые становятся счастливыми, сложности и страхи этого гудящего мира вдруг становятся светлыми, прозрачными, уходящими в сон — очень домашними, что самое главное. Итак, ночь незадолго до Рождества, радость, которая на какое-то время делает наши болезненные ощущения менее острыми и даёт надежду…»

Далее выступил Пётр Сквечиньский — советник Польской Республики в Москве и директор Польского культурного центра: «Мы очень дорожим нашим сотрудничеством с Музеем литературы в Москве — оно способствует взаимопониманию народов и наций. А литература — эта штука, которая даёт нам самую большую возможность понять душу нации, которая эту литературу сочинила. <…> Мы находимся на мероприятии, посвящённом не только Диккенсу, но и восприятию Диккенса русскими сначала в Советском Союзе, а потом в России <…>. Это также способствует понимаю россиян: то, как они принимали Диккенса, говорит о русской душе».

Выставка посвящена истории поиска и обретения дома как высшей ценности в романах знаменитого английского писателя. Марина Краснова — заведующая отделом «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» — объяснила концепцию проекта: «У всех, прошедших по выставке, сложилось впечатление, что они оказались не просто в музее — в театре. Как можно говорить о Диккенсе в России? Ведь у нас не так много материалов. Но идея куратора — Натальи Александровны Громовой — была в том, чтобы сделать музейно-театральную постановку. Мы не хотели подробно рассказывать о биографии писателя — хотели создать впечатления, погрузить в мир произведений Диккенса. Задумывали это как цикл, который будет продолжаться и в следующем году».

Мария Утробина, художник театра и кино, описала процесс подготовки проекта: «Это история задумывалась не просто как выставка о Диккенсе — замечательном писателе. Мне хотелось соединить студентов нашего факультета сценографии и театральной технологии Школы-студия МХАТ <…> Для меня было важно, чтобы все студенты, которые хотели поработать над пространством и привнести свою лепту в эту выставку, имели такую возможность. Это получилось: ребята проложили частичку своей души, за что я очень благодарна каждому. Также над выставкой работала в качестве моего ассистента наша выпускница — Анастасия Куликова — за что я тоже очень благодарна, она взяла шефство над подрастающим поколением».

Руководитель кафедры сценического костюма — Регина Хомская — поделилась впечатлениями о работе своих студентов, которое принимали активное участие в создании образов: «Три месяца студенты нашего отделения прибывали в этом волшебном мире. Я горжусь нашими ребятами, которые успели всё сделать вовремя. В продолжение концепции — всем пятёрки по композиции».

Александра Маркова — студентка кафедры костюма — рассказала об опыте работы над выставкой: «Мы очень старались: делали композицию, макеты, персонажей Пиквикского клуба. Также рисовали акварельные копии портретов XIX века, создавали коллаж из шали, разрабатывали орнаменты, изучали историю этого времени».

Куратор выставки и ведущий научный сотрудник отдела «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» — Наталья Громова — выступила с заключительным словом: «Говоря словами Хемингуэя, Диккенс — это праздник, который всегда с нами. Я начала читать его в девять лет и читаю до сих пор с наслаждением, хотела, чтобы этот праздник достался всем <…>. Мы много делали выставок, но здесь руки этих замечательных студентов — они повсюду — и создают тепло. <…> Диккенс — не просто создатель европейского Рождества, он победил как писатель огромное количество несчастий, которые были в то время, и для нас это очень дорого. Идея его дома, спасения детей — центральная. Писатель пережил в детстве большую трагедию — работал на фабрике по производству ваксы. Благодаря его романам были закрыты страшные школы, концлагеря и тюрьма, в которой сидели его родители. Диккенс — человек, который словом менял мир» <…>. Из наших фондов здесь представлены иллюстрации к Диккенсу Милашевского. В тридцатые годы, когда художникам нечего было есть, Диккенса можно было иллюстрировать, он был разрешённым писателем. Именно поэтому его ставили во МХАТе, — мы получили редкую фотографию, на которой Булгаков играет роль судьи. Также из Лондонского музея мы получили копии альбома Марии Биднелл, где влюблённый Диккенс рисовал свои первые тексты. Выставка получилась именно потому, что здесь очень много тепла и бьётся множество сердец».

Выставка пройдёт с 24 декабря по 13 марта в доме И. С. Остроухова по адресу «Трубниковский переулок, 17, строение 1».