САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

А перстни — раздарила… Выставка «Писатель, мода и стиль»

Гослитмузей представил на Зубовском бульваре путеводитель по стилю русских классиков

Платье-Марины-Цветаевой-на-выставке-Писатель,-мода-и-стиль
Платье-Марины-Цветаевой-на-выставке-Писатель,-мода-и-стиль

Текст: Инга Бугулова

Фото: rg.ru

Даже если перед человеком, не слишком-то увлеченным русской литературой, одновременно выложить котелок Достоевского, косоворотку Блока и ботинки Маяковского, он ощутит подобие священного трепета. А теперь представьте,


что чувствует посетитель выставки "От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль", на которой собраны личные вещи не трех и даже не десяти, а сразу 24 классиков.


В основном предметы гардероба, но наравне - то, без чего их представить невозможно - письменные принадлежности.

- Лев Николаевич на протяжении жизни к моде относился по-разному: от стильного молодого человека до уверенности, уже в преклонных годах, что одежда должна быть проста и удобна в носке. Тут он все-таки немного лукавил, граф всегда оставался графом, - рассказывает автор идеи выставки, директор Музея-усадьбы "Ясная Поляна" Екатерина Толстая.

Ходил босым, говорите? Вот, пожалуйста, сапоги, а вот и домашние тапочки - высокие, мягкие, в клеточку.


Поклонники Burberry закусили бы губу: фирменную расцветку бренда автор "Войны и мира" носил задолго до них!


А еще он продвинутый пользователь "гаджетов" - вряд ли у кого-то еще в то время была ручка с подсветкой или самозатачивающийся карандаш...

Развенчание стереотипов о внешнем облике писателей - одна из целей, которую преследовали в ГМИРЛИ имени Даля.

- Нам часто кажется, что с бородкой, пенсне и бабочкой Чехов родился, но это совсем не так: пенсне писатель начал носить только в 38 лет, а до того как у него появились средства, он, как и многие, носил один и тот же несчастный костюмчик, - говорит куратор Эрнест Орлов, указывая на витрину. В ней уже признаки состоятельности - белый в голубой горошек галстук, купленный Антоном Павловичем в Париже, рядом блестят изящные запонки.

А вот список "последнего поэта деревни" (рукопись стихотворения тут же) с пометкой "обязательно сделать": отдать в чистку два костюма, в починку - смокинг, привести в порядок чемодан, заказать шелковую черную рубашку. Из личных вещей Сергея Есенина показаны домашние тапочки - точь в точь как у Маяковского, только размер поменьше, а из "народного" - лишь пара расшитых красными цветами манжет.

Авторы видео: Алексей Петров, Рамиля Туктарова/РГ

https://rg.ru/video/content/0/56/21/Sequence_04.mp4

Есть здесь и желтый хитон Максимилиана Волошина (на популярный вопрос современников - носил ли он под ним штаны, поэт отвечает сам, читайте таблички), и трость Андрея Белого, и английский воротничок Горького, и огромная чернильница в виде жемчужины Гончарова, и монокль Булгакова, и зонт Лескова, и стереоскоп Леонида Андреева...

Но мужским гардеробом дело не ограничивается.


Буквально друг напротив друга расположились платья Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.


В подлинности серого сарафана с пуговками на лифе сомневаться не приходится - рядом знаменитое фото, где Цветаева с дочерью именно в нем. А еще, говорят, поэтесса очень любила перстни, но в витрине - ни одного.

- Это принципиально, ведь она очень легко с ними расставалась. Сколько она колец с руки раздарила в знак признательности! - подчеркивает Эрнест Орлов. Зато можно полюбоваться янтарным ожерельем и незамысловатыми клипсами.

Ахматова - силуэт, скорее, античный. Прямое черное платье, сверху на одно плечо наброшена светлая кашемировая шаль. Лежат бусы-четки.

Подлинность предметов писательского гардероба подтверждают фото, где писатели в них запечатлены. Фото: ГМИРЛИ имени В. И. Даля

На втором этаже выставка переходит в более комичный формат: среди ярких стен можно улыбнуться карикатурам на писателей, а то и в голос посмеяться, прочитав нелицеприятные отзывы классиков друг о друге или воспоминания. Это уже пространство, где они будто сами между собой переговариваются, а ты словно ненароком подслушал.

Казалось бы, куда уж больше, но "От Толстого до Толстого" еще будет дополняться. В ноябре к выставке добавится зал, посвященный еще одному модному веянию - писательскому халату.

Выставка открыта с 16 октября по 15 декабря в доходном доме Любощинских-Вернадских. По средам и четвергам вход с 11.00 до 21.00, в остальные дни недели (кроме понедельника - выходной) - с 11.00 до 18.00. Цена билета - 200 рублей.

Оригинал статьи: "Российская газета"