31.01.2022
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

В. Г. Короленко. «Дети подземелья» (1885). 5 класс

Богатые и бедные — не всегда враги. В начале февраля читаем трогательную повесть о дружбе между ребёнком из обеспеченной семьи — и «детьми подземелья». В помощь школьнику. 1 неделя февраля

 В. Г. Короленко. «Дети подземелья» (1885). 5 класс/ Репин И.Е. Нищая (Девочка-рыбачка), 1874 / wikipedia.org
В. Г. Короленко. «Дети подземелья» (1885). 5 класс/ Репин И.Е. Нищая (Девочка-рыбачка), 1874 / wikipedia.org

Текст: Ольга Лапенкова

В 1885 году В. Г. Короленко закончил работу над рассказом «В дурном обществе», который он писал почти пять лет, находясь в ссылке в Якутии. Впоследствии этот рассказ переименовали, сократили и опубликовали в детском журнале «Родник». Произведение стало очень популярным: его перепечатывали более 40 раз, и современному школьнику он, скорее всего, известен именно в укороченном виде и под заголовком «Дети подземелья». Однако сам Владимир Галактионович Короленко был недоволен, что с его текстом так поступили. В письме, адресованном литератору С. Я. Елпатьевскому, он рассуждал:

Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества <...>. «В дурном обществе», например, так и идёт в десятках тысяч экземпляров дешёвых изданий в сокращённом и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном.

Но стоило ли писателю так переживать из-за того, что произведение сократили? Сегодня мы разберёмся, что именно исключили из рассказа «В дурном обществе», — и, конечно, порассуждаем о том, возможна ли дружба между богатыми и нищими.

Бедный мальчик!

Главный герой «Детей подземелья» — шестилетний мальчик Вася, выходец из довольно богатого рода, особенно по меркам небольшого города Княжье-Вено, расположенного на северо-западе Украины (из воспоминаний В. Г. Короленко можно узнать, что автор «списал» это местечко с Ровно, где он учился в гимназии). Однако его семью нельзя назвать счастливой. У родителей главного героя были прекрасные отношения, но, к сожалению, Васина мама рано умерла, и её супруг, как говорится, ушёл в себя. Вот как об этом «вспоминает» главный герой:

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моём существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Васин отец доверил воспитание детей няне, а сам ушёл в работу, так что главный герой целыми днями блуждал по улицам — один или с приятелями. Как любого искателя приключений, Васю интересовали самые необычные и мрачные места их маленького городка. Одним из таких мест был остров, посреди которого возвышался полуразрушенный замок. Мальчишки часто гуляли рядом, но пробраться внутрь не решались, опасаясь встречи с призраками:

О нём [замке] ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался ещё страшнее, и даже в ясные дни, когда <...> мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса; <...> в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки <...>.

Однако в замке обитали не призраки, а самые обыкновенные люди: это были нищие, у которых по разным причинам не осталось ни крыши над головой, ни возможности зарабатывать честным трудом. Поначалу туда селились все желающие, но потом произошла своего рода «революция». Нищие разделились на две группы, и первая, под предводительством старого Януша — человека, который всю жизнь прислуживал потомкам богатого графского рода, — заставила другую уйти. Так и вышло, что изгнанники поселились около кладбища — в заброшенной часовне и холодных, мрачных подземельях.

Среди изгнанников оказался человек со странным имечком Тыбурций Драб, который зарабатывал следующим образом: в «базарные» дни он приходил в какой-нибудь кабак и, стоя на бочке, читал наизусть длинные латинские тексты. Где бедняк мог их прочесть — большой вопрос, но на местных торговцев эти речи производили такое впечатление, что они с радостью угощали Тыбурция.

Но вот что ещё удивительнее: у Драба были дети! С ними-то и подружился главный герой. Однажды Вася решил залезть в часовню и, чтобы не было страшно, позвал с собой уличных приятелей, — но те, испугавшись, сбежали, когда мальчишка уже забрался в окно полуразрушенного здания. Так он и познакомился с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей — его слабой и болезненной сестрой. На вопрос, почему малышка такая худенькая и не любит шумных игр, Валек ответил, что её силы выпивает «серый камень»…

В дурном обществе

В первоначальном тексте и в сокращённой версии сюжет развивается одинаково. Но если сравнить «В дурном обществе» и «Детей подземелья», окажется, что издатели конца XIX века «вырезали» из произведения В. Г. Короленко страницы, на которых рассказывалось про соседей Тыбурция Драба. Автор описал многих людей, оставшихся на улице, и косвенно объяснил, почему это произошло. В числе изгнанников был и пожилой человек по прозвищу Профессор, который повредился умом и после этого, очевидно, стал никому не нужен. Примечательно, что жители городка Княжье-Вено — не только несмышлёные дети, но и взрослые — постоянно издевались над ним:

До сих пор я помню, как весело грохотала улица, когда по ней проходила согнутая, унылая фигура старого «профессора». <...> Трудно себе представить создание более безобидное и смирное. <...> Досужие обыватели знали за ним два качества, которыми пользовались в видах жестокого развлечения. «Профессор» вечно бормотал что-то про себя, но ни один человек не мог разобрать в этих речах ни слова. <...> Его можно было завести, как машину; для этого <...> стоило подозвать к себе старика и предложить какой-либо вопрос. «Профессор» покачивал головой <...> и начинал бормотать что-то до бесконечности грустное. <...> Но, само по себе, это обстоятельство не составляло ещё ничего особенно интересного. Главный эффект <...> был основан на другой черте профессорского характера: несчастный не мог равнодушно слышать упоминания о режущих и колющих орудиях. Поэтому <...> слушатель, вдруг поднявшись с земли, вскрикивал резким голосом: «Ножи, ножницы, иголки, булавки!» Бедный старик <...> хватался за грудь, <...> и невыразимая мука слышалась в его голосе, когда <...> он говорил, судорожно царапая пальцами по груди:

— За сердце... за сердце крючком!.. за самое сердце!.. <...>

И бедный «профессор» торопливо удалялся, ещё ниже опустив голову, точно опасаясь удара; а за ним гремели раскаты довольного смеха, в воздухе, точно удары кнута, хлестали всё те же крики:

— Ножи, ножницы, иголки, булавки!

Автор описал и ещё одного нищего, поселившегося в подземельях, — пана Лавровского, бывшего чиновника, который пристрастился к алкоголю. Судя по всему, именно поэтому он потерял службу (и, разумеется, не смог больше платить за жильё).

Наконец, несколько абзацев было посвящено самому жизнерадостному персонажу — пану Туркевичу, который почему-то требовал называть себя генералом, «величественно покручивал усы» и был готов в любой момент ввязаться в драку, — но при этом он «был неистощим в прибаутках и остротах» и часто, как Тыбурций Драб, ходил в кабаки, где развлекал слушателей выступлениями. Увы, за ним водилась та же слабость, что и у пана Лавровского: пристрастие к крепким напиткам.

Но почему издатели детского журнала «Родник» решили убрать из рассказа В. Г. Короленко эти подробности? Возможно, они посчитали, что глава про обитателей подземелья (называлась она, кстати, «Проблематические натуры») ребятам покажется скучной. А может, решили, что школьникам незачем читать про сумасшедших и пьяниц... Но тогда возникает та же проблема, что и с рассказом И. С. Тургенева «Муму», повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и многими другими классическими произведениями, герои которых совершают, мягко говоря, не очень красивые поступки. Правда ли, что юного читателя нужно ограждать от лишней «грязи»? С одной стороны, слишком впечатлительным ребятам в пятом-седьмом классах такое лучше не читать. С другой стороны, если делать вид, что в мире нет бедности, болезней, войн и жестокости, всё это никуда не исчезнет…

История Тыбурция

А теперь попробуем предположить: почему Тыбурций Драб, человек, который — судя по всему — получил хорошее образование, оказался на самом «дне» жизни, живёт на кладбище и не может найти денег, чтобы вылечить несчастную Марусю?

Автор не даёт прямого ответа на этот вопрос. Но ближе к концу произведения Тыбурций говорит Васе вот что:

Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете. У него есть сердце; он знает много... <...> Но, малый, как бы тебе объяснить это? Твой отец служит господину, которого имя — закон. У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках; когда же этот господин сойдёт оттуда и скажет твоему отцу: «А ну-ка, судья, не взяться ли нам за Тыбурция Драба, или как там его зовут?» — с этого момента судья тотчас запирает своё сердце на ключ, и тогда у судьи такие твёрдые лапы, что скорее мир повернётся в другую сторону, чем пан Тыбурций вывернется из его рук... Понимаешь ты, малый?.. Вся беда моя в том, что у меня с законом вышло когда-то, давно уже, некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!

Получается, что Тыбурций — преступник, и много лет назад он либо бросил всё и сбежал, чтобы избежать наказания, либо отсидел-таки в тюрьме — и после этого не смог устроиться на работу.

Но Драб — не такой человек, который мог кого-нибудь убить, искалечить, обокрасть. Да, сейчас он ворует мясо с базара, чтобы прокормить детей, — но он вряд ли бы стал всё это делать, когда его социальное положение было выше. Так что же случилось?

Вполне возможно, что Тыбурций Драб стал таким же «преступником», каким был сам В. Г. Короленко. Мы уже упоминали, что рассказ «В дурном обществе» был создан автором во время ссылки в Якутию. А в ссылку эту Короленко попал потому, что он часто критиковал политику российских императоров — и не только в беседах со знакомыми, но и в печати. А в 1881 году он отказался присягнуть на верность новому императору Александру III, за что его и отправили в Сибирь на целых шесть лет.

Может, и у Тыбурций Драб оказался «преступником» только потому, что не был равнодушен к страданиям простого народа?