30.09.2022
Премия «Лицей»

«Лицей». Шестой выпуск

Тексты победителей «Лицея»-2022 по традиции собрали в одну книгу. Мы побывали на презентации и послушали, что лауреаты говорят о себе и своих произведениях

С микрофоном – Анастасия Бугайчук. На экране – Алексей Колесников. Фото: Ильяна Андреева
С микрофоном – Анастасия Бугайчук. На экране – Алексей Колесников. Фото: Ильяна Андреева

Текст: Ильяна Андреева

Еще в начале лета на книжном фестивале «Красная площадь» были объявлены имена лауреатов премии «Лицей»: ими стали шесть молодых авторов. Их работы, прозу и поэзию, как раз и объединили в книге «Лицей – 2022. Шестой выпуск». Презентация этого сборника прошла 28 сентября в молодежной библиотеке им. М. А. Светлова.

Авторы с удовольствием пообщались с читателями, рассказали о своем творчестве и пути в литературу, а также ответили на вопросы из зала.

– Основная цель этого сборника – показать, что молодая литература развивается, – рассказала Анастасия Бугайчук, редактор книги. – Каждый год появляются новые имена, которые не просто мелькают один раз в сборнике, но и потом выпускают свои отдельные книги. Так случилось со всеми участниками.

На презентации лауреат премии Максим Турбин представил и свою книгу «Выше ноги от земли»:

– Название – это метафора, – поясняет он, – главный герой пытается найти выход из своего горя. Он потерял свою семью и целый год пытается найти утешение в работе.

Роман «Выше ноги от земли» Турбин писал долго – целых 5 лет.

– Точнее, первая глава была написана пять лет назад, – смеется писатель, – потом я начал заниматься всякой ерундой, писал рассказы и повести. Они, кстати, тоже неплохо получились. А с момента окончания книги до ее издания прошел год. Это довольно быстро.

Максим вертит свою книгу в руках и задумчиво отвечает на вопрос из зала:

– Я всегда знал, что буду писать, и был уверен, что у меня все получится. Когда я был маленький, записывать мои сказки помогал дедушка. Для меня все писатели были как рок-звезды, и я хотел быть одним из них, – автор вздохнул, – а сегодня я получил первый экземпляр своей книги. И я смотрю на нее и ничего не чувствую – голова уже забита другим.

А книга Екатерины Манойло «Отец смотрит на запад» уже открыта для предзаказа. Больше того, писательница поделилась важной новостью: ее роман скоро будет доступен в аудиоформате:

– Я впервые занималась озвучкой своей книги, – признается Екатерина, – и поначалу отказывалась, но когда попробовала, то поняла, что меня не остановить. Я зачитала все за три дня и, уверяю, этот опыт незабываем. В наушниках я периодически слышала, как звукорежиссер реагирует на текст: то посмеется, то хмыкнет, то еще какую эмоцию выдаст. Ему было не все равно!

Писательница вспоминает: начала писать еще в детстве.

– Мне нравилось придумывать продолжение сказок и историй. Часто я брала существующих персонажей и переносила их в свой мир. Был период в подростковом возрасте, когда я не писала. Тогда я впервые столкнулась с критикой, – Екатерина грустно улыбнулась. – Но надолго меня не хватило. Я без этого просто не могу. Вся работа в моей жизни так или иначе связана с текстом.

Трое победителей премии присоединились к презентации онлайн.

Из Белгорода подключился прозаик Алексей Колесников. Писатель честно признался – свой сборник для участия в конкурсе собирал из неопубликованных работ:

– Мне было жаль оставлять эти рассказы без внимания. Конечно, вошло не все, но там есть даже то, что я написал еще в 20 лет.

Алексей рассказал, что в юности пробовал писать стихи, но быстро понял – не его. А стимул совершенствоваться на литературном поприще ему дает Лермонтов:

– Мне всегда нравилось изучать собственное состояние. Я быстро понял, что проза – это лучший вариант запечатлеть свои эмоции. Я люблю литературу, и все большие писатели кажутся мне невероятными существами, которых я хочу победить. Была мечта победить Лермонтова, он ведь уже в 26 написал «Героя нашего времени». Я на днях «Тамань» перечитывал – ну, невозможно, у меня так не получается, – смеется Алексей. – Сейчас я выбрал соперников послабее, но имен называть не буду. Хочется хоть здесь отбить какие-то очки.

Писатель назвал и свой главный триггер в литературе – им оказалось слово «был»:

– Раздражает меня в прозе постоянное использование «был». Я даже специально написал рассказ, в котором ни разу не упомянул это слово. На мой взгляд, очень неплохо получилось.

Поэты Оля Скорлупкина и Денис Балин зачитали отрывки своих произведений и рассказали, как стали сочинять стихи.

– Мой путь в поэзии начался забавно, – улыбается Оля, – в детстве я ходила заниматься рукопашным боем. Рядом с моим кружком было полно других секций: актерское мастерство, стихосложение… Лет в 12 я поняла, что мне нравится писать стихи и получается у меня довольно неплохо. С тех пор я и двигаюсь в этом направлении.

Оля прочитала стихотворение «Белое», написанное на стыке впечатлений от романа «Белое на черном» Рубена Гальего и опыта волонтерства в психоневрологическом интернате.

Поэма Дениса Балина, по признанию самого автора, сложилась случайно:

– Я и не думал, что это будет полноценной поэмой. Начал писать в 2020, стихи потихоньку складывались в сюжет, и все закольцевалось.

Денис поясняет: его строки – попытка понять и идентифицировать себя.

– Действие происходит в девяностых и нулевых. Герой замкнут на себе, но живет на фоне этих исторических моментов, вспоминает людей, с которыми взаимодействовал. Это попытка их спасти из этого времени, из какого-то бесконечного «сейчас», в котором мы живем.

В зале спрашивают Дениса, как обстоят дела с прозой.

– Делал попытки, но не получается так хорошо, как у лауреатов, – скромно отвечает поэт. – Думаю, я еще не готов показать свою прозу миру, но я экспериментирую в этом направлении.