Текст: Павел Басинский/РГ
3 марта был Всемирный день писателя. Выходным днем он не является. Что правильно: зачем писателям выходные? Они ничего не делают, только пишут, а писать умеют все. Шучу!
Но если без шуток, то я давно обратил внимание, что когда в каком-нибудь современном фильме или сериале появляется фигура Писателя, то это чрезвычайно странный персонаж.
Когда он пишет - непонятно. Зато он ездит на дорогущих автомобилях по роскошным ресторанам, сорит деньгами и флиртует с красивыми женщинами не хуже Джеймса Бонда. Я не думаю, что киношники всерьез такими представляют писателей.
Все-таки они имеют с ними дело на уровне экранизаций. Но, видимо, так они представляют себе, что такими их представляет массовый зритель, и работают на его запросы. Писатель - это баловень судьбы. По уши в баснословных гонорарах. Да еще и красавчик, конечно.
Не буду опровергать этот стереотип. В своем большинстве писателям, наверное, и хотелось бы видеть себя такими. Но на самом деле сегодня заработать литературой, печатаясь в журналах и даже выпуская книги, почти невозможно. Это удается единицам. И это, поверьте, стоит им большого труда.
Так что День писателя, учрежденный международным ПЕН-центром в 1986 году, - праздник тружеников пера и клавиатуры, а не лентяев и праздных гуляк, которых, впрочем, и среди писателей предостаточно. Только их никто не знает.
8 марта будем отмечать другой праздник - Международный женский день. У него своя предыстория. Учредить его предложила на Международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин. Эта конференция была посвящена борьбе женщин за всеобщее избирательное право. Это кажется делами давно минувших дней, потому что равное избирательное право для мужчин и женщин сегодня существует во всех цивилизованных странах. Но большинство современных мужчин не представляют себе, сколько слез и сил было потрачено женским освободительным движением в США, Европе и России, чтобы женщины только в ХХ веке, и даже не в начале его, добились законного права, которое делало женщин полноценными гражданами. 8 марта большинство мужчин представляют себе как такой день, "только раз в году", когда женщин надо с чем-то поздравлять (с чем - с тем, что они женщины?) и дарить им цветочки. Начиная с сотрудниц по офису. С выпивкой. А жене - уже вечером.
Моя бразильская переводчица, которая уехала из СССР в 60-е годы, говорила мне, что она на всю жизнь возненавидела восьмое марта и никаким праздником его не считает. "Приходит муж домой пьяный и приносит цветы".
Работая над книгой о первой русской феминистке Лизе Дьяконовой, я погрузился в историю борьбы женщин за свои права в XIX веке. И был потрясен этой историей! Это была настоящая битва слабого пола с сильным, в которой исходные позиции были заведомо неравные, потому что государством и обществом на всех их уровнях управляли мужчины. Это они создавали законы и следили за их исполнением. Когда моя героиня Лиза Дьяконова, купеческая дочь, выпускница Бестужевских курсов, пришла на прием к министру просвещения с просьбой разрешить ей слушать лекции на юридическом факультете ("нахалка", возмечтала стать юристом!), ей ответили одним коротким словом: "Нельзя!" Она отправилась в Сорбонну. Там было можно. Но, когда она приехала в Париж в 1900 году, там состоялось грандиозное событие. В Париже чествовали первую француженку, Жанну Шовен, которая получила диплом юриста. Это была вторая в мире женщина, которой мужчины позволили работать юристом. Первой была Ольга Пети, кстати, русского происхождения.
ХХ век начинался. А на женщину-юриста в просвещенной Европе смотрели как на что-то экзотическое.
Но если вы думаете, что во Франции с правами женщин было лучше, чем в России, вы сильно ошибаетесь. По Кодексу Наполеона, главному гражданскому кодексу Франции XIX века, девушка, выходя замуж, все свое имущество передавала мужу, даже если оно доставалось ей от ее родителей по наследству. Таким образом, финансово она становилась абсолютно бесправной. В России было не так. В "Анне Карениной" Стива Облонский должен получить разрешение Долли, чтобы продать ее имение.
В то же время потрясающая история высших женских Бестужевских курсов - это история долгой и мучительной борьбы русских девушек за право иметь высшее образование. Курсы открылись в Петербурге в 1878 году благодаря таким энтузиасткам женского образования, как Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова, которых поддержали профессора столичного университета, среди которых были Бекетов, Менделеев, Гревс и другие светила отечественной науки.
Но и закончившие их девушки получали не диплом о высшем образовании, а свидетельство, что они прослушали курсы. Куда ж им идти? В гувернантки! А пик карьеры "бестужевки" - стать начальницей женской гимназии. Помните Ольгу в "Трех сестрах"?
Надо хоть немного знать историю женского образования и поражаться тому, что в XXI веке женщины все больше отвоевывают позиции у мужчин во всех сферах - науки, искусства, педагогики и даже бизнеса. Что талантливых женщин-писательниц в России сегодня едва ли не больше, чем мужчин. Хотя еще в конце 80-х годов (конец ХХ века!) им приходилось создавать литературные группы ("Новые амазонки"), чтобы доказать право на писательство.
С праздником вас, дорогие женщины!
Ваше дело правое! Вы победили!
Оригинальный материал: rg.ru