05.11.2023
В этот день родились

Михаил Херасков. 11 фактов о жизни и творчестве

5 ноября исполняется 290 лет со дня рождения русского поэта, писателя и драматурга эпохи Просвещения — много чем отличившегося, но быстро забытого

10 фактов о Михаиле Хераскове. Коллаж: ГодЛитературы.РФ (Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)
10 фактов о Михаиле Хераскове. Коллаж: ГодЛитературы.РФ (Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)

Текст: Андрей Мягков

Михаил Херасков был одним из крупнейших литераторов конца XVIII века и даже немного залез своим величием в век XIX — стихи ему преподносил молодой Жуковский и другие поэты, а современники прозвали сочинителя "светилом росского Парнаса" и сравнивали с Гомером. Однако уже в 1821 году Вяземский в письме к Тургеневу назвал славу Хераскова "торжеством посредственности", скоро Белинский обзовет поэмы Хераскова "длинными и скучными" — и шаг за шагом Михаил Матвеевич практически исчезнет из истории русской словесности. Литературовед Александр Западов, находивший такое исчезновение вполне закономерным, писал: "Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением „Россиады“, которую ещё переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова".

Так что заниматься возвращением литературных имен и призывать читать Хераскова никто не собирается — но в порядке учебно-хрестоматийном возьмемся все-таки сообщить одиннадцать фактов о его жизни и творчестве. Ведь для своего времени Херасков действительно был незаурядной фигурой, и, как ни крути, сыграл в развитии русской литературы весьма заметную роль.


1. Родился Михаил Херасков 5 ноября 1733 года (по новому стилю) в Переяславле. Его отец — Матей Хереску — происходил из валашского боярского рода. Обрусев и превратившись в Матвея Хераскова, дослужился до майора Кавалергардского полка и получил поместье. А по некоторым данным, еще и 5000 крепостных в придачу. Однако через год после рождения сына Матвей скончался, и вскоре овдовевшая мать будущего поэта вышла замуж за князя Никиту Юрьевича Трубецкого.

2. Херасков учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе — причем его успехи в учебе оценивались как "посредственные". В 1749 году Михаила произвели в капралы, а 15 сентября 1751 года он был выпущен в Ингерманландский полк в чине подпоручика. Впрочем, военная карьера Хераскова оказалась недолгой: уже через 4 года Михаил Матвеевич перешёл в статскую службу, а в начале 1756 года "устроился" в Московский университет, где получил должность асессора. С университетом окажется связана и вся его последующая жизнь, и многие просветительские проекты.

3. Херасков возглавил Вольный русский театр, созданный при Московском университете в 1756 году — сразу же после соответствующего Указа Императрицы Елизаветы Петровны, с которого по сути началось рождение профессионального театра в России; тот университетский театр фактически является прародителем современного Малого театра. А с 1761 года поэт и драматург сделался главным начальником над русскими актёрами в Москве и даже отвечал за "гастроли" итальянских певцов — такая вот стремительная театральная карьера.

4. 13 июня 1763 года Херасков был назначен директором Московского университета — и состоял в этой должности вплоть до 1770-го, а с 1778 по 1802 год числился куратором Университета. На этом поприще поэт смог добиться одного заметного изменения в учебной программе: уговорил Екатерину II перевести преподавание в университете на русский язык — вместо латыни, на которой предпочитала учить уму-разуму немецкая профессура.

5. В 1770-е годы Херасков на всю жизнь увлекается масонством — из-за чего начинается череда неприятностей на службе. На Михаила Матвеевича не раз доносили самой императрице — будто бы в своем загородном имении в Очаково он проводит тайные масонские ритуалы. Сохранить должность в Московском университете Хераскову удалось во многом благодаря заступничеству Державина и фаворита императрицы Платона Зубова. Поэту пришлось отрицать любые связи с ложей: отрекаясь, он даже обронил нарочито наивную фразу — дескать, его оклеветали "какою-то мартинизмою". Однако после ареста другого видного масона Николая Новикова в 1792 году Херасков, хотя формально и сохранил должность, обнаружил себя в негласной опале. Которая продолжалась вплоть до восшествия на престол Павла I, который был довольно лоялен к масонам.

6. Жена Хераскова, Елизавета Васильевна Неронова, тоже сочиняла стихи. Их дома что в Москве, что в Петербурге слыли настоящими литературными центрами.

7. Детей у четы Херасковых не было, однако в Петербурге они на некоторое время "удочерили" Анну Карамышеву: девушка вышла замуж в 13 лет за одного из подчиненных Михаила Матвеевича, который ужасно к ней относился. Целых пять лет супруги содержали ее как родную дочь — а потом Анна снова вышла замуж; судя по всему, на этот раз успешно.

8. Большинство современников отмечали в Михаиле Хераскове "кротость" нрава и благородство характера. Мемуарист Юрий Бартенев также утверждал, что Хераскова был крайне скромен в пище и одежде: например, ему никогда не шили обувь на заказ, он обходился обыкновенной, с базара. А Михаил Дмитриев, в свою очередь, отмечал в супруге Хераскова легкий нрав и общительность — которые уравновешивали "важность и некоторую угрюмость её мужа".

При этом о Хераскове сочиняли многочисленные анекдоты — некоторые можно найти в "Table-talk" Пушкина.

9. Херасков считается последним в России заметным представителем классицизма, в творчестве которого уже заметен поворот к сентиментализму. Этот поворот можно приметить уже в первом произведении, принесшем Хераскову успех — напечатанной в 1758 году трагедии "Венецианская монахиня". Формально отвечая всем требованиям классицизма, этот текст по сути являлся сентиментальной драмой о современных автору людях, созданной даже раньше, чем "серьезные комедии" или "слёзные драмы" Дидро и Бомарше.

То же относится и к лирике Хераскова, в которой он — как, впрочем, и в остальных жанрах — был в высшей степени плодовит. Литературовед Дмитрий Благой отмечал: "В языке он избегает как витийственной высокости ломоносовского одического стиля, так и намеренной резкости, подчас прямой грубости сатирических произведений Сумарокова. Поучительно в этом отношении сравнить с сумароковскими притчами, написанным нарочито вульгарным языком, выдержанно-салонные басни Хераскова… Большинство стихов Хераскова написано именно таким сглаженным, салонно-изящным „средним штилем“, подготовляющим будущий „новый слог“ Карамзина, недаром считавшего Хераскова самым близким из всех своих русских предшественников".

Тот же Благой замечает, что Херасков был по сути единственным русским классицистом, который сделал вклад в становление русской повествовательной прозы. Современникам были известны его политико-дидактические романы "Нума", "Кадм и Гармония" и "Полидор", в которых также заметны черты сентиментальной прозы.

10. Magnum opus Хераскова — эпическая поэма "Россиада" (1771—1779), ставшая первым подобным произведением на русском языке. Она была написана шестистопным ямбом, следовала всем канонам классицизма и отличалась циклопическим объемом: 12 песен и более 10 000 стихов. В основе сюжета — взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Поэма пользовалась у современников невероятным успехом и вошла в программу гимназического образования, однако после 1895 года ни разу не переиздавалась целиком.

К слову, последнее более или менее представительное издание творений Михаила Хераскова вышло в 1961 году в серии "Библиотеки поэта".

11. К концу жизни Херасков стал тем еще пессимистом — в том числе считал (и, как выяснится, не ошибся), что его творческому наследию не суждено пережить его самого. Поэт даже заочно спорил с Державиным — считавшим, что поэзия способна даровать человеку бессмертие — в своей стихотворной повести "Бахариана":

  • Всё, что в мире ни встречается,
  • Тлеет, вянет, разрушается,
  • Слава, пышность, сочинения
  • Сокрушатся, позабудутся;
  • Мимо идут небо и земля…
  • Что же не исчезнет в век веков?
  • Добрые дела душевные!