06.11.2023
Образование

ЕГЭ по литературе 2024: Пушкина, Лермонтова и Гоголя вернули

Инсайдерская информация об изменениях в ЕГЭ-2024

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

Каждый год мы с друзьями... председатели предметных комиссий, эксперты и просто учителя / репетиторы проходят обучение, касающееся изменений в ЕГЭ. В этом году, так как официальных утвержденных документов еще не выложено, обучение проходят пока только председатели предметных комиссий.

И от некоторых уже поступает кое-какая любопытная информация.

Первое - и самое главное:


Пушкина, Лермонтова и Гоголя убрали только из кодификатора, но сдать экзамен без их текстов никто не сможет.


Детали

Опираясь на образовательные программы 10-11 классов, ФИПИ не может включить в кодификатор произведения авторов до середины XIX века (автор "Слова...", Фонвизин, Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь), потому что их творчество изучено до 9 класса, а знания по всему пройденному проверяются на ОГЭ по литературе (опустим, что большинство выпускников ОГЭ по литературе не сдавали, убедить в этом никого не удалось).

Поэтому кодификатор для ЕГЭ по литературе начинается сразу с "Грозы" Островского.

Но все же в проектной демо-версии КИМа, которая сейчас выложена на сайте ФИПИ, в задании 10 на сопоставление лирики есть ограничение по временному промежутку:

  • Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение Н.А. Заболоцкого?

То есть без знаний лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова тут не обойтись. Можно, конечно, вспомнить некоторые стихи Тютчева, Некрасова и Фета, написанные до 1850 года, но все же, давайте признаем, лирика Александра Сергеевича и Михаила Юрьевича передается в нашей стране с молоком матери, в то время как в случае с другими поэтами дела обстоят чуть похуже. "Но Фонвизина, Грибоедова и Гоголя уж точно сюда не пристроишь!", - думали все мы, катая возмущенные статьи, письма и прочие посты в соц.сетях.

Но как оказалось, все эксперты / учителя / репетиторы не умеют правильно читать документы, и произведения столпов нашей литературы нужны будут не только в 10 задании на сопоставление лирики, но и в 5-м задании на сопоставление фрагмента!

То есть КИМ ЕГЭ-2024 года будет построен таким образом:

  • если в 5-м задании дается широкий выбор для сопоставления, то в 10-м задании он будет ограничен периодом до середины XIX века;
  • если в 5-м задании будет ограничение периодом до середины XIX века, то в 10-м задании будет дан широкий выбор для сопоставления.

На изумленное "Но ведь из демоверсии это не понятно!" ответ был: "Ну конечно, там же всего один вариант!" (л - логика), так что остается только радоваться, что в итоге хоть сейчас это прояснилось.

Еще кое-что

1. Ужесточится критерий за привлечение текста в заданиях с развернутым ответом (это 4, 5, 9, 10), что видно и по демо-версии:

  • Как в приведённой сцене представлен тип героя, получивший у А.Н. Островского определение «самодур»?
  • Критик Н.А. Добролюбов назвал город Калинов и его обитателей «тёмным царством». Как эта оценка соотносится с содержанием приведённого фрагмента?

То есть теперь цитировать и обращаться к тексту нужно именно с опорой на данный в КИМе фрагмент, а не все произведение в целом. Не будет опоры на приведенный фрагмент - не будет баллов за это задание.

2. Также есть информация о том, что в 5 задании постепенно будут уходить от социальной маркировки (образ купца / помещика / чиновника / мещанина) в сторону более абстрактного понятия (самодур / деспотичная личность / маленький / лишний / новый человек / саморазоблачающийся герой и т.д., и т.п.)

3. Новая идея в формулировках 11 сочинения (11.1): «Как лермонтовская строка «а он, мятежный, просит бури» соотносится с образом Базарова?» То есть, опять-таки явная отсылка к пониманию лирических героев Лермонтова и его Печорина в анализе образа тургеневского Базарова.

4. В теме 11.4 может быть и лирика, например: «Любовная лирика в русской литературе (на выбор: М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок)».

Главные итоги

Если в задании 5 широкая зона для выбора произведения для сопоставления, то в задании 10 то ограничение поиска произведений для сопоставления литературой первой половины XIX века.

Если в задании 5 ограничение поиска произведений для сопоставления литературой XVIII - первой половиной XIX века, то в задании 10 широкая зона для поиска произведений для сопоставления.

Задание 5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлен герой с деспотичным характером. В чем схожи (или чем различаются) персонаж выбранного Вами произведения и Савел Прокофьевич Дикой?Задание 10. Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают эмоциональное состояние лирического героя. В чем схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Н. Заболоцкого?
илиили
Задание 5. Назовите произведение отечественной литературы XVIII - первой половины XIX вв. (с указанием автора), в котором изображен мир семейных отношений. В чем схожи (или чем различаются взаимоотношения персонажей в выбранном Вами произведении и в приведенном фрагменте?Задание 10. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), которое обращено к возлюбленной. В чем схожи (или различны) выбранное Вами произведение и приведенное стихотворение Н. Заболоцкого?

Т.е. от Пушкина и Ко все равно никуда не деться.

Лайф-хаки

Есть смысл тренировать детей сопоставлять эпос и лирику именно с первой половиной XIX века - это подходит и под ограничение, и под широкий запрос.

Если где-то не будет ограничения, учащийся сориентируется в любом случае, так как умеет сопоставлять, но если ограничение будет, то он не растеряется от того, что не тренировался сравнивать именно с Пушкиным / Лермонтовым / Гоголем.


Где можно проверить эту информацию? Пока нигде, на то она и инсайдерская. Остается только верить, если только вы сами не найдете запись вебинара с С. А. Зининым. Но зато предупрежден - значит, вооружен!