27.11.2024

В Литинституте прошла ежегодная конференция "Поэтика и компаративистика"

Межвузовская конференция молодых ученых с международным участием проходит в Лите каждый год

Фасад главного корпуса Литературного института им. А. М. Горького / Фото: Яндекс Карты
Фасад главного корпуса Литературного института им. А. М. Горького / Фото: Яндекс Карты

Текст: ГодЛитературы.РФ

Межвузовская конференция молодых ученых с международным участием "Поэтика и компаративистика" является частью крупной конференции, проводящейся на базе коломенского Государственного социально-гуманитарного университета, история которой насчитывает уже более двадцати лет: конференция проводится каждую третью субботу мая.

Кафедра зарубежной литературы Литинститута поддерживает эту добрую традицию и также проводит в своем вузе ежегодные встречи, в которых уже привычно выступают как студенты Лита, так и аспиранты, а также учащиеся других высших учебных заведений - и даже из других стран.

Диапазон научного спектра конференции большой, направление позволяет обращаться к разным эпохам и литературным традициям, а потому набор тем всегда довольно разнообразен. В этом году, например, аспиранты из Китая рассказали о китайских региональных интерпретациях советских анекдотов, а также систематизировали представление об истории изучения и понимания творчества Александра Сергеевича Пушкина в Китае. К юбилею русского классика особенно ценно, что его творчество важно не только для России, но интересно и на Востоке.

Руководителями секции аспирантов выступили доцент кафедры зарубежной литературы Михаил Попов и завкафедрой Елена Кешокова, заметившие, что докладчики настолько уверенно выступают и ориентируются в своих темах, что сомневаться в должном уровне научной новизны и глубине разработки тем не приходится: "Интересна тема Анжелы Архипцовой о русских образах в творчестве Дэвида Герберта Лоуренса: важно понимать, что восприятие русской культуры, литературы и вообще русскости как таковой на Западе всегда было неоднозначным и наполнено скорее отрицательным опасением, но именно в XIX веке ситуация начинает меняться, начинается эпоха интереса к русской литературе, к русским авторам, а потому позиция Лоуренса в этом плане отражает эту эволюцию, что и исследует Анжела, типологизируя и выводя соответствующие закономерности, - заметила Елена Кешокова о докладе уже выпускницы литовской аспирантуры. - А тема Татьяны Шипиловой об эволюции психологизма в творчестве Энн Бронте подчеркивает известный феномен английской литературы: европейский роман свадьбой заканчивается, английский роман со свадьбы начинается", на что сама докладчик заметила, что, как сказал когда-то на лекции в Москве профессор Университетского колледжа Лондона Джон Маллэн: "Разрешение на развод убило английский роман", ибо это уничтожило центральный конфликт".

Руководителями студенческой секции выступили выпускницы аспирантуры Литинститута: Анжела Архипцова, которая занимает должность руководителя Центра культур англоязычных стран "Иностранки", и Татьяна Шипилова, редактор портала "Год Литературы". Темы студентов однозначно порадовали и даже заинтриговали, потому что, если, например, поэтика сказок в серии романов "Ведьмак" Анджея Сапковского вполне объяснима и уже стабильным интересом к этой вселенной благодаря компьютерным играм и выходящему американскому сериалу (хотя докладчик Руслан Сетторе также отметил, что его ученики очень любят учить наизусть отрывки из романов пана Сапковского для выступления на конкурсе "Живая классика"), то вот тема Екатерины Филипповой об "одержимости" и "кликушестве" как двух феноменах в западноевропейской и русской литературах, с одной стороны, занятно перекликается с поэтикой "Ведьмака", с другой стороны, вполне самостоятельная тема, у которой есть огромный потенциал.

Студенты Лита вообще в принципе всегда довольно оригинальны и концептуальны в своих интересах: тут и сравнение Буковского и Лимонова, а после - компаративистский анализ Лабрюйера и Розанова, тут и интерес к развитию жанра комедии и традиции жанра драматического монолога в текстах Киплинга, и необычный взгляд на трансформацию образов Фауста и Мефистофеля в творчестве Конана Дойла, и сопоставление поэзии русского Серебряного века и "Цветов зла" Шарля Бодлера, и анализ поэтики Хорхе Луиса Борхеса через призму эссеистического анализа его рассказов.

Можно сказать, что конец первого семестра получился содержательным и интересным: "И студенты, и аспиранты всегда радуют таким погружением в научный процесс", - отметил Михаил Попов.