Текст: Татьяна Шипилова
Анджей Сапковский — хотя преданные поклонники называют его не иначе как пан Анджей — в этом году празднует не только 30-летие одного из своих главных персонажей, Геральта из Ривии, но и сам отмечает внушительный — 75 лет — юбилей. И делает это в статусе живого классика.
Вообще Сапковский человек непростой. Он довольно скрытен: никто ничего не знает о его жене, нет никакой информации о преждевременной смерти сына Кшиштофа. А еще писатель циничен и самолюбив. Кто-то даже считает, что он страдает манией величия, но это не так — Сапковский манией величия не страдает, он ею наслаждается. Это, конечно, шутка, но все мы знаем, что в каждой шутке...
Откуда такое мнение? Всем известный факт: книги и игры по вселенной "Ведьмака" в какой-то момент составляли чуть ли не треть экспортных доходов Польши. Именно поэтому в сознании поляков "Ведьмак" уже давно отделился от его автора и фактически стал национальным достоянием страны. С чем сам Сапковский, естественно, не согласен: он искренне считает, что именно его гению все вокруг обязаны. Да и вообще, скажите спасибо, что когда-то в 45 лет взрослый мужик решился на такую авантюру: из специалиста торговли переквалифицировался в начинающего фантаста. А иначе не видать бы нам с вами никаких Геральта, Йеннифер, Цири, Лютика и иже с ними.
Фанаты, особенно почитатели игры, с такой позицией соглашаться не торопятся. С одной стороны, их можно понять: при всей монументальности литературной основы наибольшую популярность эта вселенная получила благодаря серии компьютерных игр компании CD Projekt RED. Именно популярность игры заставила боссов Netflix обратить внимание на польскую книгу в поисках достойного соперника "Игре престолов" от HBO и "Кольцам Власти" от Amazon. А уж анонс и выход сериала в свою очередь способствовали небывалому росту книжных продаж: пришлось в срочном порядке допечатывать тиражи.
С другой стороны, именно литературная первооснова стала тем мощнейшим фундаментом, на котором зиждется вся эта конструкция. Ведь "Сага о Ведьмаке" — это не просто фэнтези-вселенная. Это огромный постмодернистский текст, который виртуозно встроен в историю борьбы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Сам Сапковский не скрывает своей читательской всеядности и любви к писателям самой разной направленности: от Генрика Сенкевича и Михаила Булгакова (финал "Ведьмака" — будто дань уважения "Мастеру и Маргарите") до Умберто Эко и Роберта Сильверберга. А уж влияние Толкина очевидно настолько, что даже нет смысла об этом напоминать. И все это аккумулировалось, собралось, сплелось — и родилась история о Ведьмаке и Ведьмачке, судьбы которых творит Предназначение.
Но... мы уже много писали о "Ведьмаке". Можно задаться вопросом: неужели пан Анджей — автор одной книги (в данном случае — саги)? Нет, еще он написал тоже довольно обширную трилогию "Сага о Рейневане", на этот раз сработав в духе исторического романа, приправленного магическим реализмом. Здесь развертывается почти реальная картина средневековой Европы, вовсю гремят гуситские войны, континент лихорадит, а судьбы маленьких людей зависят от кого угодно, кроме них самих. При этом, прикрываясь постмодернистскими уловками, Сапковский и здесь разрабатывает идею самодостаточной личности, попутно немного заигрывая с жанром плутовского романа. Помимо этого пан Анджей — автор нескольких рассказов и многочисленных статей.
И всё же... И всё же Анджей Сапковский, отмечающий сегодня 75-летие, в первую очередь автор "Ведьмака". А потому мы предлагаем поностальгировать тем, кто когда-то прочитал всё семикнижие и с надеждой ждал бонусного восьмого "Сезона гроз". Ну а тем, кто не читал — просто задуматься о вечном. Так что вот вам
10 цитат из саги, которыми можно ответить если не на всё, то на многое:
Зло — это зло. Меньшее, большее, среднее — все едино, пропорции условны, а границы размыты.
- (Последнее желание)
Единственное, что можно сделать, это подойти к вопросу философски, то есть сказать себе: "Черт с ним".
- (Меч Предназначения)
Быть нейтральным — не значит быть равнодушным и бесчувственным. Не надо убивать в себе чувства. Достаточно убить в себе ненависть.
- (Кровь эльфов)
Любить — значит не только брать, но и уметь отказываться от чего-то, жертвовать собою.
- (Меч Предназначения)
Никогда не выпадает вторая оказия создать первое впечатление.
- (Меч Предназначения)
Чёрт знает, чем всё кончится, но хорошо, что хоть начинается.
- (Крещение огнем)
Говорят, молчание — золото. Возможно. Не знаю. Во всяком случае, своя цена у него есть.
- (Последнее желание)
Если б умение пользоваться опытом и делать выводы помогало, все давно бы забыли, что такое война. Но тех, кто жаждет войны, никогда не сдерживали и не сдержат ни опыт, ни аналогии.
- (Кровь эльфов)
Вежливость никогда не помешает, тем более что она ничего не стоит.
- (Башня Ласточки)
Всему своя цена. Война требует жертв. Мир, оказывается, тоже.
- (Владычица озера)
За подборку цитат благодарим Евгению Фонареву.