26.04.2025
Я читаю

Я читаю. Татьяна Соловьева

О трех книгах, которые произвели на нее впечатление, рассказывает главный редактор издательства «Альпина. Проза» Татьяна Соловьева

Что читать — Татьяна Соловьева / фото предоставлено организаторами вечера 'День влюбленных в книги' / godliteratury.ru / godliteratury.ru
Что читать — Татьяна Соловьева / фото предоставлено организаторами вечера 'День влюбленных в книги' / godliteratury.ru / godliteratury.ru
Продолжаем рассказывать, что и почему выбрали «литературные люди»: общественные деятели, писатели, издатели, журналисты, полиграфисты, представители книжной торговли и библиотечного дела, принявшие участие в акции книгодарения.

Татьяна А. Соловьева, главный редактор издательства «Альпина. Проза»

  • Эрнан Диаз. "Вдали". — М.: Строки, 2024
  • Максим Семеляк, «Средняя продолжительность жизни». — М.: Альпина. Проза, 2024
  • Салман Рушди «Нож». — М.: АСТ, 2024

Хотела бы сказать, что вот это уточнение о том, что желательно взять книги, которые за последнее время произвели впечатление — оно очень кстати. Потому что, когда дома 30 тысяч книг, то книги, которые читали последними, они как раз обычно лежат с краю, и когда ты их достаешь, есть шанс, что тебя не завалит, поэтому спасибо вам большое. Итак, из того, что читала в последнее время и что от души рекомендую, во-первых, книга Эрнан Диаз «Вдали». Но надо сказать, что мне очень понравился и предыдущий роман, который назывался «Доверие», хотя на самом деле «Доверие» — это как раз второй роман, за который автор получил Пулитцеровскую премию, а «Вдали» — это его дебютный текст. И всегда очень страшно после того, как какая-то книжка понравилась, брать дебютную книгу этого автора, потому что есть шанс, что она будет хуже. И здесь, несмотря на то, что это совсем другой жанр, это вестерн, про золотую лихорадку в Калифорнии, про мальчика, который приезжает в Америку из Швеции, теряется, их разлучают с братом. И один отправляется в Нью-Йорк, а второй, собственно, оказывается в Калифорнии; дальше этот мальчик всю свою жизнь идет через всю Америку, ведомый мечтой встретиться с братом, увидеться с ним еще раз, сталкивается с очень разными людьми. Цивилизационные прорывы буквально соседствуют с абсолютным варварством, бедность с богатством и так далее. Конечно, даже если основная, главная цель в жизни, главная мечта оказывается недостижимой, эта история о поиске себя и о том, как можно собрать себя в самых, казалось бы, страшных и неблагоприятных обстоятельствах. Очень эту книгу рекомендую.

Вторая книга вышла у нас в издательстве — Максим Семеляк, «Средняя продолжительность жизни». Это очень интересная с точки зрения жанра книга. Максима Семеляка многие знают как музыкального критика, который много лет работал в легендарной «Афише». Он написал книжку про группу «Ленинград», потом книжку про Егора Летова. А это вдруг художественный текст. И очень интересно, как многочисленная пресса разделилась буквально на два лагеря: одни говорят, что это прекрасный автофикшн, и с технической точки зрения это действительно автофикшн, потому что герой здесь практически смыкается с автором — это, безусловно, тот самый Максим Семеляк; а, например, другая группа критиков и, собственно, Лев Данилкин, который стал редактором этой книги, пишет о том, что это "Волшебная гора" наших дней.

И вот как найти истину между вот этими двумя полюсами? Все точки над «и» расставляет сам автор. Максим говорит, что "пусть волшебная гора, но в этом словосочетании для меня самое главное слово «волшебная»". И действительно, если мы посмотрим на этот роман с точки зрения «Морфологии волшебной сказки» Проппа, то мы увидим, что здесь есть вот это вот «некоторое царство, некоторое государство», здесь есть волшебные помощники, инициации, герои и так далее. В общем, это очень интересный текст, который, с одной стороны, становится энциклопедией русской жизни образца 2008 года, именно тогда происходит здесь действие, а с другой стороны, оно ложится в канон русской прозы, начиная вообще с каких-то фольклорных традиций.

Ну и, наконец, третья книга, о которой я хотела бы сегодня сказать. Это книга Салмана Рушди «Нож». Написана она была после покушения на Салмана Рушди. Она стала такой своеобразной второй частью к вышедшей много лет назад книге «Джозеф Антон» этого же автора. И, на мой взгляд, эта книжка очень симптоматична, потому что если мы хотим узнать, что за автор Салман Рушди, то, конечно, книга «Нож» совершенно для этого не годится, потому что она стоит особняком. Но если «Джозеф Антон» был таким большим исследованием себя в ситуации с Фетвой, от человека, который много лет был «тем, кого нельзя называть», жил под чужим именем (собственно, Джозеф Антонов в честь Конрада и Чехова, любимых писателей). И это было действительно такое философское высказывание.

В книге «Нож» он предстает перед нами совсем другим, когда, казалось бы, уже никакой опасности нет, Фетва снята, и вроде как бояться уже нечего. И именно вот в этот момент, когда человек абсолютно спокоен, абсолютно уверен в том, что всё нормально и безопасно, он наиболее уязвим. Именно тогда происходит что-то страшное, что выбивает почву у него из-под ног, и каждый из нас оказывается таким маленьким ребёнком, который, по сути, не понимает, что происходит и что с этим делать. И, в общем, не стыдно и не страшно иногда демонстрировать свою слабость. По-моему, эта книга об этом. Спасибо.

Подготовила Мария Сафонова