Текст: Фёдор Косичкин
Новость о том, что болтливый ослик из «Шрека» наконец-то получит собственный «вбоквел», в котором он выступит (разумеется, с голосом неповторимого Эдди Мёрфи) главным героем – как давно уже получил его (и не один, а два) его «коллега» – котик с печальными глазками, не может не радовать. И в то же время – не может удивлять. Потому что ослы сопровождают человечество столько же, сколько их «старшие братья» – кони. И тоже стали героями всем известных литературных произведений. Напомним об осле, как бы мимоходом упомянутом в начале «Идиота» Достоевского, чей крик, тем не менее, послужил сигналом выздоровления героя:
– …Чужое меня убивало. Совершенно пробудился я от этого мрака, помню я, вечером, в Базеле, при въезде в Швейцарию, и меня разбудил крик осла на городском рынке. Осел ужасно поразил меня и необыкновенно почему-то мне понравился, а с тем вместе вдруг в моей голове как бы всё прояснело.
– Осел? Это странно, – заметила генеральша. – А впрочем, ничего нет странного, иная из нас в осла еще влюбится, – заметила она, гневливо посмотрев на смеявшихся девиц. – Это еще в мифологии было. Продолжайте, князь.
– С тех пор я ужасно люблю ослов. Это даже какая-то во мне симпатия. Я стал о них расспрашивать, потому что прежде их не видывал, и тотчас же сам убедился, что это преполезнейшее животное, рабочее, сильное, терпеливое, дешевое, переносливое; и чрез этого осла мне вдруг вся Швейцария стала нравиться, так что совершенно прошла прежняя грусть.
– Всё это очень странно, но об осле можно и пропустить; перейдемте на другую тему.
Князь Мышкин – некоторая параллель Христа, который ведь тоже въезжает в Иерусалим на осле. Но сакральные тексты мы сейчас рассматривать не будем, а просто вспомним пятерых известных «литературных ослов».
1. Золотой осел Апулея
Главный герой-рассказчик романа II века н.э. – осел не настоящий; это юноша Луций, ставший ослом вследствие своего неуемного интереса к колдовству и одержимости сексом (символом которой в античности осел и являлся) – и сумевший вернуть человеческий облик только после ряда мытарств и духовного перерождения. Вариацию на эту тему нетрудно разглядеть в той части «Пиноккио», где герои становятся ослами, слишком увлекшись развлечениями на Острове игрушек. И много где еще, разумеется.
2. Осел Санчо Пансы
Самый, наверно, хорошо различимый осел европейской литературы – неотъемлемое звено длинной цепи антиномий знаменитого романа: тощий высокий Кихот – приземистый пузатый Санчо; рыжий конь по имени Росинант – безымянный серый осел. Мигель Сервантес первым вывел на сцену пару «прекраснодушный благородный хозяин – его практичный помощник-простолюдин», и серый осел – неотъемлемая черта последнего. Дошедшая даже до Пушкина, который в едва начатой поэме «Езерский» (предполагаемой как что-то вроде «сиквела “Онегина”») писал:
- Где в нашем тереме забытом
- Растет пустынная трава;
- Что геральдического льва
- Демократическим копытом
- У нас лягает и осел:
- Дух века вот куда зашел! ...
3. Ослы Крылова
Все помнят: «Проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет…». Но это не единственный Осел великого баснописца. Встречается у него и Осел, который дает советы Соловью, и другие ослы. Что и неудивительно: в европейской басенной традиции, идущей от Лафонтена, осел – общепринятая аллегория глупости и упрямства. Что дало повод Александру Куприну, большому любителю братьев наших меньших, горячо встать на его защиту:
«Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, — его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел — животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил или вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: «Этого я не могу. Делай со мной что хочешь». И можно бить его сколько угодно — он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек?»
4. Осел – Бременский музыкант
Осел, ставший символом устойчивости: именно он находится, в прямом смысле слова, в основании пирамиды брошенных животных, которая обрушилась в окошко разбойничьей хижины.
Но создатели знаменитого советского мультфильма пошли еще дальше братьев Гримм: их Осел в сдвинутой набок кепочке и клешах – не просто музыкант, задающий basso ostinato (то самое опорное «йе, йе-йе») – он волочит упряжку их повозки-сцены, служа основанием их «музыкальной машины». Любопытно, что на обложке альбома The Rolling Stones «Get Yer Ya-Ya's Out!», выпущенного по следам американского тура 1969 года (того года, в котором и вышел культовый мультфильм), тоже присутствует осел. Соблазнительно предположить, что создатели первого советского рок-мюзикла не просто вдохновлялись усредненным образом «западной рок-группы», но конкретной обложкой – но альбом вышел в сентябре 1970 года, больше чем через год после мультфильма.
5. Ослик Иа-Иа
Последний в нашем коротком списке, но отнюдь не последний в списке литературных ослов – Ослик Иа-Иа Алана Милна. Да-да, тот самый, который теряет хвост. Как известно, все персонажи «Винни-Пуха», начиная с заглавного – проекции настоящих игрушек мальчика Кристофера Робина Милна, но под пером его папеньки они превратились в полноценные характеры. И ослик Иа-Иа – олицетворение пессимизма и неуверенности в себе. Этот образ активно используют психоаналитики разных направлений. Но мы не будем им уподобляться, а лучше дождёмся и с интересом посмотрим на «Осла из Шрека», наконец-то получившего давно заслуженную им главную роль.