17.08.2025
Год защитника отечества

Клинок, растущий из камня. Аполлон Майков

Майкова, как и многих русских в XIX веке, вдохновляли идеи славянского братства, он видел немало схожего в наших былинах, легендах, стихах

Майкова вдохновляли идеи славянского братства, он видел немало схожего в наших былинах, легендах, стихах. В сербском эпосе Марко-Королевич  -  защитник сербского народа в войнах с  османами / godliteratury.ru
Майкова вдохновляли идеи славянского братства, он видел немало схожего в наших былинах, легендах, стихах. В сербском эпосе Марко-Королевич - защитник сербского народа в войнах с османами / godliteratury.ru
Продолжаем еженедельную рубрику, посвященную Году защитника Отечества. Мы вспоминаем стихи, посвященные защитникам Отечества разных лет и эпох, рассказываем об их авторах и о событиях, которые породили эти поэтические отклики. Цикл ведет Арсений Замостьянов.

В сербском эпосе Марко-Королевич играет важнейшую роль, в нем видели защитника сербского народа в войнах с османами, с которыми он то героически сражался, то водил дружбу. Примерно так было и в жизни. Ему посвящено множество сербских былин или героических (юнацких) песен. На Балканах его знал каждый. Люди верили, что он жил триста лет, сражаясь с врагами. Что у него был говорящий конь. Сам Гете сравнивал Марко с Гераклом. Русские исследователи вспоминали Илью Муромца. Правда, Марко более историчен.

Преградить дорогу туркам он не сумел. Стал их вассалом. И погиб, сражаясь на стороне османов против войска господаря Валахии Мирчи Старого в битве при Ровине в мае 1395 года.

По одной из самых популярных легенд, после кровопролитной битвы Марко-Королевич в ужасе поднял руки к небу и воскликнул: «Боже, что мне делать?» Всевышний смилостивился и перенес его вместе с конем в одну пещеру, где Марко-Королевич и спит до сего дня. Его меч спрятан под большим камнем, но понемногу выдвигается из скалы. Это знак того, что королевич-воин еще вернется на землю.

«Благочестивого короля Марко» чтит и православная церковь: ведь по его приказу был построен монастырь под Скопье – Марков.

Аполлон Майков, как и многие русские люди в XIX веке, мечтал об освобождении православных народов, порабощенных османами. Казалось, эта цель достижима, еще немного – и власть янычаров падет. Турция ослабла после череды войн против России. Майкова (как, в разные годы, и таких близких ему по духу современников, как Достоевский или Тютчев) вдохновляли идеи славянского братства. Он видел немало схожего в наших былинах, легендах, стихах. Поэта заинтересовала легенда о смерти королевича Марко, который очнется от долгого сна, когда его народ будет готов сбросить османское ярмо. И сабля его тянется из камня по мере приближения последней битвы. Майков не сомневался, что именно Россия поможет славянам. Ведь надежды проснулись, когда наша держава усилилась, когда зазвучали «полтавские пушки». В этом Майков видел миссию России.

Кстати, о Петре. Как раз во времена Майкова первого нашего императора стали критиковать славянофилы. В письме Достоевскому Майков рассуждал об этом так: «Коварное поведение Запада: помогу, лишь покорись папе. Слабость и падение Востока. Возрождение его с громов полтавских: общеславянское значение Петра и рост России. Колебание весов: мы теперь в периоде самой роковой схватки. Вот программа моя в нескольких чертах. Поймите и дополните. А кстати о Петре: Соловьев нашел и печатает – как он тогда уже решил восточный вопрос и как его понял – как мы с вами! Жаль только, что он круто бороды брил. Потемкин действовал по его программе… Мы все будем гордиться Петром… простив ему кое-что. Но забавно, как в нем ошиблись западники! Грустные люди, опять повторю!.. До времени состарились они! Да им ли понять Петра – царя, выросшего посреди народа, что ни говори». Уж он-то точно знал, что Петр сделал Россию сильнее и подарил нам надежду на победное будущее. И надеялся, что в будущих боях русские воины будут сражаться плечом к плечу с соплеменниками королевича Марко.

СОН КОРОЛЕВИЧА МАРКА (отрывок)

  • Вижу ― поле, залитое кровью;
  • Грустно месяц на поле глядит…
  • Славный витязь Марко королевич
  • Между трупов раненый лежит.

  • Духи гор витают над телами,
  • Всё кого-то ищут ― вот нашли ―
  • И с собою осторожно Марка
  • С поля битвы в горы унесли.

  • В высотах заоблачных, в пещере,
  • Он узнал про плен страны родной,
  • И вскочил, и выхватил он саблю,
  • И, подняв ее над головой,

  • Острием, в упор, ударил в камень…
  • Он ударил, чтоб ее сломать,
  • Но о камень не сломалась сабля,
  • А вошла в него по рукоять;

  • Сам же Марко, силою чудесной
  • В этот миг внезапно поражен,
  • Повалился на землю в пещере
  • И в глубокий погрузился сон.

  • Высоко пещера та в Балканах;
  • Духи гор все входы стерегут,
  • Вкруг играют с молнией и громом,
  • С ветром песни буйные поют.

  • Ту пещеру пастухи лишь знают.
  • И сказали духи пастухам:
  • «В срок свой сабля выпадет из камня,
  • Встанет Марко и отмстит врагам!»

  • И с тех пор к пещере по утесам
  • Пастухи взбираются тайком:
  • Триста лет не трогалася сабля,
  • Триста лет спал Марко крепким сном.

  • В крае сербском вознеслись мечети;
  • Янычар, в толпе, средь бела дня,
  • По базарам жен давил копытом
  • Своего арабского коня.

  • Царь и царство, пышный двор и баны,
  • И пиры, и битвы ― отошли
  • В область снов, как светлое виденье,
  • В область царств, исчезнувших с земли…

  • Вдруг раздался словно гул подземный,
  • Вся гора под Марком сотряслась,
  • Спящий Марко вдруг зашевелился,
  • Сабля ж вдруг из камня подалась…

  • Этот гул ― был гром полтавских пушек.
  • Марков сон с тех пор тревожен стал.
  • Вот летят орлы Екатерины,
  • По Балкану трепет пробежал ―

  • Мир, лишь в песне живший, словно вышел
  • Из земли, как был по старине:
  • Те ж гайдуки, те же воеводы,
  • Те ж попы с мечом и на коне!

  • С древней славой новую свивая,
  • Гусляры по всей стране идут:
  • Бьет врага Георгий или Милош ―
  • Тотчас песнь везде о них поют…

  • Вот уж снова колокольным звоном
  • Загудела сербская земля…
  • Вот ― Белград позорившее знамя
  • Спущено навек с его кремля…

  • С каждым часом Марков сон всё тоньше,
  • И из камня сабля всё идет, ―
  • Говорят, чуть держится, уж гнется…
  • Что же медлит? Что не упадет?..