ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Богатыри и мы. Пять богатырей современной русской литературы

К открытию в Музее декоративного искусства выставки "Богатырь земли русской" вспоминаем — а как образ былинного защитника Руси преломлялся в светской литературе XIX-XX веков?

Иллюстрации с сайта Всероссийского музея декоративного искусства  / damuseum.ru
Иллюстрации с сайта Всероссийского музея декоративного искусства / damuseum.ru

Текст: Фёдор Косичкин

17 мая во Всероссийском музее декоративного искусства в ознаменование 80-летия Победы и Года защитника отечества открывается выставка «Богатырь земли русской…», на которой представлено 350 экспонатов из фондов музея, частных коллекций и организаций-партнеров, раскрывающих, как легендарные богатыри из русских былин воплощаются в воинов-защитников разных эпох. Мы задумались: а как эта тема раскрывается не в былинах, а литературных произведениях нового времени — которое в русской литературе пришло только в начале XIX века? И вот что обнаружили.

1. Руслан (А.С. Пушкин, 1820)

Основоположником богатырской темы, как и многого другого в русской литературе, выступил Пушкин в первой же своей поэме - остроумно и оригинально преломив героев и локации былин в духе романтической поэзии того времени. Когда поэма "Руслан и Людмила" вышла, въедливые критики ехидно вопрошали: что это еще за Руслан? Не Еруслан ли Лазаревич? Отчасти да; но всё-таки нет. То же относится и к царевичу Гвидону из "Сказки о царе Салтане" (1832). Он, конечно, отчасти Гуидо д'Аттоне, о чем пишет сам Пушкин, - но только отчасти.

2. Великан (М.Ю. Лермонтов, 1832)

Для Лермонтова тема богатырства неразрывно связана с темой героев 1812 года, которых он справедливо называл: "Богатыри - не мы!" в своем шедевре "Бородино" (1837). Намекая, между прочим, при этом на суворовских "чудо-богатырей". Но еще в стихотворении 1832 года "Два великана" возникает образ старого великана-богатыря, с которым дерзнул померяться силами молодой выскочка:

  • В шапке золота литого
  • Старый русский великан
  • Поджидал к себе другого
  • Из далеких чуждых стран.

3. Илья Муромец (А.К. Толстой, 1871)

Тему старого крепкого (и ворчливого) богатыря продолжает Алексей Константинович Толстой в своей балладе:


  • Под броней с простым набором,
  • Хлеба кус жуя,
  • В жаркий полдень едет бором
  • Дедушка Илья;
  • <...>
  • И ворчит Илья сердито:
  • «Ну, Владимир, что ж?
  • Посмотрю я, без Ильи-то
  • Как ты проживешь?
  • <...>
  • Все твои богатыри-то,
  • Значит, молодежь —
  • Вот без старого Ильи-то
  • Как ты проживешь!

  • Тем-то я их боле стою,
  • Что забыл уж баб,
  • А как тресну булавою,
  • Так еще не слаб!

Интересно, что что в год создания самому Алексею Константиновичу, отличавшемуся богатырским сложением и силой, было 54 года – так что поэт, можно сказать, понимал, о чем пишет. Но астма свела его в могилу всего через четыре года.

У Алексея Толстого есть еще одна богатырская баллада, резко сатирическая, "Поток-богатырь" (1870). Где герой богатырского эпоса предстает "попаданцем" из Киевской Руси в пореформенную Россию и просвещенным консерватором:

  • И что видеть и слышать ему довелось:
  • И тот суд, и о Боге ученье,
  • И в сиянье мужик, и девицы без кос —
  • Все приводит его к заключенью:
  • «Много разных бывает на свете чудес!
  • Я не знаю, что значит какой-то прогресс,
  • Но до здравого русского веча
  • Вам еще, государи, далече!»

4. Богатыри (Демьян Бедный, 1936)

Сатирическая линия изображения древнерусских богатырей очень далеко завела Демьяна Бедного. Написавшего в 1936 году по заказу Камерного театра новое либретто для комической оперы Бородина "Богатыри" (1867), как раз тогда обнаруженной после долгого забвения. Но если Бородин и либреттист Виктор Крылов в своей опере-пародии потешались над оперными штампами своего времени, то Демьян забирает еще круче: он грубо потешается над крещением Руси и богатырями, которые предстают у него "цепными псами самодержавия", а разбойники - "борцами за дело трудящихся".

  • Храп «богатырский» постоянный.
  • На неоглядный весь пустырь!
  • Спал беспробудно-деревянный
  • Российский горе-богатырь.

И промахнулся. К 1936 году подобные насмешки оказались совершенно неуместны - и насмешник попал в жестокую опалу. Молотов ушел со спектакля, бросив: "Безобразие! Богатыри ведь были замечательные люди!» Его перестали печатать, а в 1938 году даже исключили из партии и Союза писателей. После начала войны Сталин смилостивился к "пролетарскому поэту", продолжавшему демонстрировать личную преданность вождю, - но на прежние номенклатурные высоты Демьян до смерти (25 мая 1945 года) не вернулся.

5. Могатырь (В. Хлебников, 1922)

Но чтобы не заканчивать Демьяном Бедным, отойдем немного назад и вспомним самого загадочного "певца богатырей", Велимира Хлебникова, в Десятой Плоскости "сверхпоэмы" "Зангези" представившего, как "Эм ворвалось в владения Бэ, чтоб не бояться его, выполняя долг победы":

  • Иди, могатырь!
  • Шагай, могатырь! Можарь, можар!
  • Могун, я могею!
  • Моглец, я могу! Могей, я могею!
  • Могей, мое я. Мело! Умело! Могей, могач!
  • Моганствуйте, очи! Мело! Умело!
  • Шествуйте, моги!
  • Шагай, могач! Руки! Руки!

<...>

Русское слово "богатырь" происходит от древнетюркского *baɣatur, как и современное "батыр". Но в русском языке сблизилось со словами "богатый, богатство". И действительно - демонстрирует богатство смыслов и оттенков. Которое в XXI веке развивается и дальше.