12.09.2025

Платье в кармане. В Музее Булгакова открыта выставка о моде в «Мастере и Маргарите»

«В ярком свете уличных фонарей он увидел на тротуаре внизу даму в одной сорочке, панталонах фиолетового цвета...»

В Музее Булгакова открыта выставка о моде в «Мастере и Маргарите» / Евгений Чуксеев. Пресс-служба Музея Михаила Булгакова
В Музее Булгакова открыта выставка о моде в «Мастере и Маргарите» / Евгений Чуксеев. Пресс-служба Музея Михаила Булгакова

Текст: Андрей Васянин

В «нехорошей квартире» на Большой Садовой, дом 10, в Музее Михаила Булгакова всегда идет несколько камерных выставок, и небольшие размеры выставочных площадей, комнат бывшей коммуналки, требуют от кураторов и дизайнеров лаконичности и тщательности в подборе артефактов.

...На выставке «Надел, что было», посвященной моде в «Мастере и Маргарите» – нечто вроде мини-магазина одежды: платья, шляпки, костюмы. А вот, пожалуйста, чулки, женская белая сорочка, панталоны, внизу туфли...

«В ярком свете уличных фонарей он увидел на тротуаре внизу даму в одной сорочке, панталонах фиолетового цвета...» Фраза из главы «Черная магия» указывает, к чему все это. Кремовый мужской костюм-двойка и тут же хлопковые светлые брюки в ансамбле с бежевой рубахой – все словно с плеча Берлиоза и Бездомного, одетых в «серенькую летнюю пару» и «жеваные» штаны с ковбойкой...

- Бездомный в разных редакциях романа менял толстовку на блузу, блузу на ковбойку... – перечисляет один из кураторов выставки, коллекционер одежды Ася Аладжалова.

Булгаков, стремясь сделать книгу максимально созвучной времени, следил за модой, которая за 10 лет работы над романом менялась не раз. За движениями писательского пера внимательно следила аспирантка Школы по искусству и дизайну ВШЭ Аладжалова.

Зеленое платьице с розочками – примерно такое, дешевого шелка платье («при желании его можно было сжать в кулак и положить в карман») было на девушке, плясавшей в ресторане «Грибоедов» с пожилым литератором, «в бороде которого застряло перышко зеленого лука».

«В следующем варианте книги на девушке уже коротенькое оранжевое платье прямого силуэта, примерно такое», – мы с будущим кандидатом наук у модного абрикосового цвета наряда начала 30-х из ее собрания.

Черное шелковое платье и черные туфли. Это уже одежда для Маргариты, которую во всех вариантах романа сопровождает черный цвет: на ней черное платье, черное пальто, на фоне которого выделяются «тревожные желтые цветы», рядом с ней на скамейке черная сумочка...

«М.А. в черном костюме. У меня вечернее платье исчерна-синее с бледно-розовыми цветами...» – на выставке, конечно, есть известное фото супругов Булгаковых перед походом в американское посольство на банкет, к которому Елена Сергеевна, прообраз Маргариты и одна из первых модниц столицы, готовила мужа, покупая фрачную ткань на костюм, шелковые носки, черные туфли...

Булгаков, оказавшись в Москве, со временем обрел вкус к одежде, заказывал ее у хороших портных, заглядывал в знаменитый «Торгсин» на Арбате, бывал в модных магазинах на Кузнецком и в Охотном ряду... Выставка напоминает нам о художниках и модельерах, друзьях писателя – Сергее Топленинове, Александре Ляминой, художнице по тканям Кире Мосяковой, создававшей эскизы одежды для Надежды Ламановой. Дочь Мосяковой искусствовед Алла Щипакина передала на выставку наброски работ матери и флакончики из-под духов Guerlain 30-х годов...

«Человек плохо одетый – пропал», – говорил Булгаков. Музей начал рассказывать о стиле и моде в прошлом году – после выхода в 2024-м фильма «Мастер и Маргарита», на выставке “Вы судите по костюму?” тут показывали одежду героев картины. Во время второго Булгаков-феста тут прошла выставка о стиле самого Булгакова “Фрак или черный пиджак”. Теперь музей объединил роман и довоенную моду. Что дальше?