Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: РИА Новости, ria.ru
Сейчас Михаил Булгаков - бесспорный классик, и мы невольно забываем, как уникальна его судьба и парадоксально сложилась его посмертная слава. Современники знали и ценили его в первую очередь как драматурга от Бога, автора талантливейших и острейших пьес "на злобу дня" — но в мировую литературу он вошел как прозаик, автор романа о вечном и написанного с точки зрения вечности. Знавшие его лично обращали внимание на подчеркнутый консерватизм Булгакова, особенно странный в 20-е годы, когда среди русских деятелей искусства бурно цвела всяческая левизна — а его великий роман оказался культовым среди молодых неформалов и альтернативщиков нескольких поколений, которые превратили одну из московских квартир Булгакова в настоящий хипповский сквот. И как забыть, наконец, что сам этот роман, "Мастер и Маргарита", писался в расчете на людей, прекрасно понимающих все евангельские аллюзии — а вышло так, что многие первые читатели романа из него самого впервые узнавали, кто такие Варрава и Каиафа, и что происходило в Страстную неделю…
Но все это меркнет перед простым, часто забываемым сейчас фактом: роман "Мастер и Маргарита" вызвал настоящий бум через 26 лет после того, как в 1940 году 49-летний писатель прекратил, по причине смерти, работу над рукописью, и этот случай - уникальный в литературе ХХ века. Прошла мировая война, люди стали летать в космос — но время оказалось бессильным перед булгаковскими героями, и читателям, как и раньше, нужны простодушный Иешуа, его вечный оппонент Воланд, черноволосая Маргарита, которая стала ведьмой, потому что полюбила, котище Бегемот и, наконец, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Ссылки по теме:
Боль Булгакова, 14.05.2016
Михаил Булгаков: факты и вымысел. Викторина, 14.05.2016
В юбилей Булгакова — «Рукописи не горят», 11.05.2016
Тайны великих писателей, 26.04.2016
След Мастера, 18.02.2016