Текст: Ирина Шлионская
В последнее время в беллетристике и кинематографе появился тренд на героев «с особенностями». Они обладают различными ментальными (а порой и физическими) дефектами, которые, однако, с лихвой компенсируются выдающимися талантами. Такие способности помогают героям добиваться блестящего успеха в той или иной сфере – скажем, в расследовании преступлений. Сегодня мы представляем вам три книги, в каждой из которых есть подобные персонажи.
Жаклин Холланд. Бог безвременья. – Пер. Е. Нестеровой. – М.: Иностранка, 2025
Прочитав аннотацию к роману американской писательницы, можно подумать, что это очередной триллер на вампирскую тему, как водится, с примесью слезливой любовной драмы. Но, стоит перелистать первые страницы, как читатель поймет, что глубоко ошибался.
Обещание «атмосферности» - вовсе не маркетинговый ход. Перед нами и в самом деле драма, но только не любовная (хотя и о любви тут тоже немного есть).
Итак, на дворе 1984 год. Французская художница Колетт Лесанж живет в большом старом особняке на севере штата Нью-Йорк и содержит частный детский сад. Никто и не подозревает, что на самом деле Колетт зовут совсем иначе и она обитает на свете уже несколько веков…
Анна в юном возрасте потеряла почти всю свою семью. Чтобы спасти ей жизнь, дед… превратил девочку в вампира. Но это означало, что она не могла больше жить как обычный человек. Героине пришлось пройти через годы скитаний и изоляции, научиться скрывать свою истинную суть и продолжать терять близких ей людей… Такова оказалась расплата за вечную молодость. А еще существует таинственный Бог безвременья, который рано или поздно приходит за такими, как Анна.
Вернувшись в Америку и сменив имя, женщина надеялась, что обрела наконец покой. Однако она заблуждалась. Среди ее маленьких воспитанников оказывается пятилетний Лео Хардмэн. Мальчик талантливо рисует, но вот его родители… Вскоре Колетт приходит к выводу, что в семье Хардмэнов не все благополучно: по-видимому, отец ребенка Дэйв подвергает жену и сына моральному и физическому насилию.
Казалось бы, банальная история. Вопреки своим принципам, Колетт пытается вмешаться в семейные дела Хардмэнов, чтобы помочь Лео и его матери Кэтрин, сближается с ними – и оказывается впутана в историю, полную лжи и скелетов в шкафах.
В романе есть детали, которые кажутся «лишними», нелогичными и вроде бы не идут на пользу сюжету. Так, после превращения в вампира Анна растет примерно до 22 лет, но при этом у нее пропадают первичные половые признаки. Об этом не упоминается ни в одной известной истории на «вампирскую» тему (вампиры обычно остаются в том возрасте, в котором «переродились», а секс в таких «сагах» играет одну из ключевых ролей). Так что, скорее всего, это чистой воды авторский вымысел. Колетт не способна к полноценным отношениям с мужчиной, и это добавляет книге драматизма, но не пикантности.
Однако именно женщина-вампир оказывается в состоянии помочь ребенку, павшему жертвой родительского безумия. Только вот способ «помощи» наверняка не всем придется по душе…
Давиде Лонго. Игра саламандры. – Пер. Н. Орсаг. – М.: Азбука, 2025
В Турине пропали несколько подростков, и комиссар полиции Соня Спирлари не находит ничего лучше, чем привлечь к расследованию шестнадцатилетнего Оливо Деперо.
С Оливо также явно не все в порядке. После аварии, в которой погибли его родители, а сам он получил серьезную черепно-мозговую травму, мальчик долго скитался по приютам и приемным семьям. Многие считают его странным: подросток всегда требует себе отдельную комнату без отопления, не пользуется мобильником, любым занятиям предпочитает чтение книг, носит определенную одежду, ест только макароны с «настоящим» пармезаном и не произносит больше шестисот слов за сутки. Но при этом он способен за секунды запоминать любую информацию, успешно выстраиваить логические цепочки из фактов и подмечать детали, которые не видят остальные. Все это уже несколько раз помогало ему находить пропавших детей.
На этот раз ему предстоит выполнить «заказ» полиции. Выясняется, что все исчезнувшие подростки учились в одном колледже. И Оливо внедряют туда под видом нового ученика, в надежде, что ему удастся что-то выведать.
Читая роман, постоянно хочется сказать: «Не верю!» Кто станет привлекать к расследованию несовершеннолетнего, да еще и подвергая его смертельной опасности? При этом комиссар Соня, чьей идеей это являлось, представляет собой откровенно гротескную фигуру: она неряшлива, никогда не убирает квартиру, питается испорченными продуктами, якобы все время посвящая работе. Впрочем, эти черты ее образу приданы не просто так, и однажды все встанет на свои места.
Что же касается самого Оливо, то о нем вообще сложно судить однозначно. Явно обладая недюжинным интеллектом, юноша обожает чупа-чупсы, которые требует у Сони «по контракту», и порой кажется восьмилетним ребенком, каким был на момент происшедшей с ним трагедии. Демонстрируя классические симптомы аутического расстройства, он при желании достаточно легко общается с людьми и заводит себе друзей. Впрочем, теоретически такой подросток вполне мог бы существовать, ведь «синдром саванта» достаточно хорошо известен, хоть пока и не до конца изучен.
Разгадка исчезновения студентов колледжа кроется в самом названии книги, и, разумеется, Оливо Деперо их найдет. Однако заканчивается все не совсем так, как надеются Соня, ее коллеги и родные пропавших…
Юлия Ефимова. Закон навязанных обстоятельств. М.: АСТ, 2025
Эрик Кузьмич Единичка, сын поварихи и внук кочегара, рос вундеркиндом и никогда не знал своего отца. В пять лет он самостоятельно научился читать и писать, в двенадцать экстерном окончил среднюю школу, в сорок стал доктором исторических наук… Вот только любви к женщине он ни разу не испытал, хотя дружит со своей соседкой Алькой. При этом Эрик обладает загадочной способностью предсказывать события до того как они произойдут. Нет, он вовсе не ясновидящий, просто умеет наблюдать и делать выводы, и даже пытается на этом немного зарабатывать… Ему предлагают стать консультантом ФСБ под кодовой кличкой «Учитель».
Первое задание – отправиться в далекий сибирский город Зима, чтобы разобраться в истории с местным бизнесменом Андреем Аюшеевым. Того прозвали «Синей бородой». Две его первые жены преждевременно скончались, и теперь он собирается вести в ЗАГС подругу своей дочери Алису. Но кто-то начинает присылать записки со зловещими стишками про убийства…
В помощь Единичке дают молодого, очень активного, но не слишком опытного оперативника Юлия Царькова, стесняющегося своего имени, и айтишницу пенсионного возраста Зою Саввичну Белоцерковскую, постоянно упоминающую в разговорах свою покойную тетю и зятя…
Вскоре начинают происходить настоящие преступления. Кто же за ними стоит? Следствие подозревает в первую очередь ближний круг, в который входят, помимо невесты Андрея Алисы, еще четыре дамы: его сестра Иванна, свояченица Римма, дочь Ангелина и теща Сталина Павловна.
Надо сказать, это редкий случай, когда вплоть до самого конца повествования ни одна из очевидных версий не приводит к истине. Компании фриков предстоит распутать сложный клубок семейных тайн, в том числе связанных с далеким прошлым, в частности, с якобы бесследно сгинувшим «золотом Колчака». И становится понятно, что, не будь сыщики фриками, мысли и действуй они «по стандарту», как «положено», преступления никогда бы не были раскрыты. А в конце расследования приоткрываются и их собственные секреты, включая неожиданную тайну рождения Эрика…
