Текст: Татьяна Филиппова/РГ
Признайтесь честно, удалось ли вам в школьные годы одолеть "Преступление и наказание"? А "Войну и мир" смогли дочитать до конца? Если вы учились в советской школе, то можете, наверное, добавить в этот список еще и роман Тургенева "Отцы и дети" и объяснить, зачем Рахметов спал на гвоздях. Но ваши дети вряд ли знают, кто этот Рахметов и зачем ему понадобился такой странный эксперимент. Сегодняшние школьники в чтении великих русских романов не видят никакого смысла. Зачем читать о том, что не имеет отношения к современной жизни?
Поэтому фестиваль "Школьная классика", который уже семь лет проходит в Москве и четыре последних года - в Москве и Петербурге, - настоящая палочка-выручалочка для всех. Для пап и мам, их детей и школьных учителей, которым намного проще жить и работать, когда дети знают, кто такой Дубровский.
Мюзикл "Дубровский" по разбойничьему роману Пушкина - визитная карточка фестиваля, что-то вроде мхатовской "Чайки". Композитор Ким Брейтбург и драматург Карен Кавалерян создали его в 2016 году для екатеринбургской детской филармонии, его до сих пор хорошо принимает и детская, и взрослая аудитория, и школьные учителя, которые максимально придирчивы к сценическому воплощению классики.
В этом году "Дубровский" снова приедет на гастроли в Москву, кроме этого абсолютного хита зрители увидят еще тридцать с лишним постановок академических, молодежных, камерных театров, филармоний из Санкт-Петербурга, Брянска, Самары, Новомосковска, Дзержинска, Владимира, Сызрани, Рязани, Иваново, Чебоксар, Сыктывкара и Екатеринбурга.
Ксения Алферова, актриса и мама восьмилетней дочки, считает, что концепция фестиваля настолько хороша, что можно только удивляться, что он только сейчас попал в повестку дня. "Важно оживлять классику, потому что классика вызывает даже не зевоту, а такое: "Нееет!" Скучно и непонятно, зачем сейчас все это. В картинках ближе и понятней. Моя дочь Лиза, которая ходит в театр с младых ногтей, говорит: "Мне интересны разные точки зрения на одну и ту же пьесу". А еще - герои этих произведений переживают по поводу таких вещей, которые сегодня молодежи просто непонятны. Такие понятия, как девичья честь, целомудрие, они же сейчас заметены в дальний угол. Вот мы сейчас смотрели "Грозу". Из-за чего мучается Катерина? Она должна через себя переступить, и закончится это, как мы знаем, плохо. Почему она так поступила? Кто-то точно задумается об этом".
Это и дети, и их родители, и школьные учителя. Екатерина Морозова, председатель Единой независимой ассоциации педагогов, оценивает фестиваль как очень важное событие. "Мы убиваем много зайцев: во-первых, дети идут в театр, во-вторых, смотрят спектакль по школьной программе. Ребенок может выбрать, что ему интересно: сегодня он проходит Гоголя и смотрит "Ревизора", в следующий год он проходит Пушкина и смотрит "Метель". Это для него такая шпаргалочка: даже если он не прочитал само произведение, он понял сюжет, может его рассказать. Третий момент - обсуждение спектакля, в котором дети принимают участие. Мы понимаем, что в 9-м классе, чтобы получить доступ к госэкзамену, каждый ученик должен пройти устное собеседование, и дискуссия вокруг спектакля может стать для него подготовкой к этому собеседованию. Если ему понравился спектакль, мы можем надеяться, что ему захочется открыть книгу - это важно, потому что в одиннадцатом классе ему придется писать сочинение".
Еще одна важная функция фестиваля - сохранение русского литературного языка, который сегодня воспринимается как анахронизм, потому что язык улицы ежедневно стирает его правила, заменяя нормальную русскую речь англицизмами, сленгом и обсценными выражениями, которые из экзотики превратились в социальную проблему. И только в театре можно услышать, как разговаривали русские люди до того, как язык ГУЛАГа начал вливаться в обычную городскую речь.
Денис Новосельцев, генеральный директор "Школьной классики", даже думает снять на эту тему серию сюжетов для тележурнала типа "Фитиля" или "Ералаша": тем уже накопилось много, осталось найти поддержку проекта.
