Текст: Руслан Манеев
Ислам Ханипаев продолжает в своей писательской карьере исключительный марафон: вместо разработки отдельной авторской вселенной, он играет - и, по всей видимости, выигрывает - всегда в разных жанрах: история о взрослении ("Типа я") перерастает в триллер ("Холодные глаза"), который прерывается горьким смехом ("Большая суета") перед тем, как закончить трилогию-антиутопию в виде книжного сериала ("Луна 84"). Хотя логики в этом пути нет, писатель-оригинал вернулся к теме взросления с историей о потерянном подростке и о его разрушительном супер-таланте. О своей новинке "Среди людей" Ислам рассказал на предновогодней книжной ярмарке non/fictio№27.
"Референс - "8 миля"; "Ни разу не смотрел рэп-батлы".
Казалось бы: чтобы показать личностный рост для героя-школьника есть множество других испытаний: отослать рассказ на конкурс "Класс!", почитать на скорость авторов книжной романтики, - почему клуб диспутов, - с одной стороны, такой ретро-романтический, с другой - трендовый из-за рэп-культуры, - почему место для словесных поединков становится точкой роста для героя Данилы в новом романе?
Ислам: "Я не в теме рэп-батлов, в том смысле, что я их не смотрел. Я не люблю мат. Я знаком только с основными вехами... В основном такие соревнования нужны были для отражения мыслительных процессов внутри головы героя. Для меня референсом была "8 миля". Я всё ещё убеждён, что в мировой музыке не случалось ничего важнее, чем музыка Eminem'а. Поэтому я рад, что вернулся к его творчеству в своей книге.
"Из каких-то вещей отказался вырастать"; "Идеальная тема, которую надо отпустить". 35-летний писатель о своих героях-подростках.
Мотивы для создания книги о жизни трудного одинокого подростка кроются в самой писательской кухне Ислама, по которой он провёл микро-экскурсию:
Ислам: Представьте, что у вас на кухне готовится штук 15 блюд. Разных. Некоторые из блюд начинают вылезать наверх, - готовятся чутка быстрее. Ты не можешь понять: почему эти блюда так готовятся. Но это факт: может быть, ты влюбился, и на полочке тебя уже ждут романтические сюжеты. А иногда так случается, что на твоей кухне оказывается отдельный маленький уголок, где всё это время готовился маленький Ханипаев-подросток".
Тема отрочества - важная часть творчества, но писатель надеется, что ему удалось отпустить этот образ подростка, который долго ждал своего воплощения.
Ислам: "Подростковое время - это болезненное время, сложное, когда и сам себя не понимаешь, и другие не могут понять.
"Те же темы для более взрослой аудитории".
Ислам объяснил сюжет книги через личный опыт:
Ислам: "Эта книга о подростке, который ощущает внутри себя нечто вроде чёрной дыры, которая пожирает его, пока не находится идеальное решение. Оно его отчасти спасает. Для меня таким решением стала литература. Литература - мой масштаб. Премия "Лицей" 2021 года спасла меня в этом смысле. Один за другим тексты из меня выходят, и я отпускаю очень важные для меня темы",
Ведущим мотивом романа оказывается взросление. "Среди людей" - это книга о поиске "человеческого механизма", формирования человека как части общества. По славам автора, находишь такой ключ не сразу. Ислам обращается к читателю через литературный образ. Через этот образ и свой текст писатель получает возможность общения с людьми: и быть ими услышанным, и быть ими принятым.
Ещё во время ярмарки на Красной площади Ислам придумал себе такое определение: "писатель-Нетфликс". Такой слоган к своему творческому эго объясняет природу вдохновения. Сюжеты, по собственным словам автора, Ислам черпает повсюду из поля поп-культуры. Это может быть кинофраншиза "Бегущий в лабиринте", это может быть увлечение андерграундной стилистикой времён "белого короля рэпа". Такая непринуждённая игра историями напоминает стиль одного не столь "далёкого" классика: Рэй Брэдбери тоже то отпускал своего героя на далёкие звёзды, то возвращал его, уже подростка, в школу родного захолустья.
Может быть, уже на следующей зимней ярмарке non/fiction читатель познакомится со следующим витком авторской эволюции и Ислам Ханипаев пройдёт ещё один уровень: выпустит хоррор. Пока ярмарка non/fictio№27 продолжается и можно успеть взять автограф у других звёзд книжной индустрии.
