Текст: Михаил Визель
Опен-колл, то есть "прием заявок" - привычная нам уже реалия, как и "питчинг", буквально - "настройка" (в оркестровом смысле), то есть представление и защита сочинителем своей идеи перед потенциальным издателем - тоже вошло в обиход; но публичное представление проектов перед воистину открытой аудиторией пока что в новинку.
Впрочем, вся деятельность проекта ритейлера Сергея Захарова "Смысловая, 226", называющего себя "книжным кластером" - открыто декларированная инновация на российском книжном рынке. Это стало понятно еще при запуске проекта в сентябре; и вот пришла порра подводить первый итог - итог конкурса заявок на роман о нулевых - увиденных, судя по описанию конкурса, через призму тех, для кого нулевые - это их личные 20+.
К публичному итогу тщательно готовились - все 20 финалистов, отобранных из поступивших пятисот заявок, тщательно тренировали для публичного двухминутного выступления, подготовили им с помощью ИИ яркие презентации. В часовом шоу свои заявки представили:
1.Мара Гааг «Незабудка 2002»
Темпоральная фантастика – вернуться в 2002 год, когда героям по 15-20 лет.
2.Ирина Юркова «Молодые ветра»
Флешбэк с призраком и «Нашествием» 2006 года
3.Любовь Дегтярева, «Мир 0»
Юмористическая фантастика – гопник попадает в мир орков, эльфов и т.д. Современный оммаж «Сказке о тройке»
4.Дарья Благова, «Пожары»
О "вечном возвращении" в Минводы - с большим автобиографическим элементом.
5.Лиля Бри, «Соединение установлено»
Роман о ЖЖ и о котиках.
6.Дана Курская, «Всё, что тебя касается»
«Нулевые – это позвонок в моём позвоночнике». Девчонка из Челябинска 2003—2004, которая слышит «голос гаражного бога».
7.Анатолий Ухандеев, «Похищенный город»
Мистический роман о пропавшем городе Набережные Челны… и о несостоявшемся поцелуе.
8.Юлия Мезенцева, «До первого чужого»
Об отъезде из Ташкента русскоговорящего населения в нулевые. «Для всех оставшихся и для всех уезжающих Россия предстаёт тайным садом или утраченным раем, который нужно найти»
9.Дарья Митякина. «Кровь как чернила»
Единственный на питчинге нон-фикшн: исследование о женских детективах нулевых – который вылечили множество людей от депрессии и перекроили книжный рынок России.
10.Людмила Демиденко, «Джинсы, раскрашенные зеленым и белым»
«Это роман о студентках нулевых»
11.Соня Минаева, «Щучьи дети»
Необычная - и очень необычно представленная - история о людях с особенностями.
12.Евгения Смурыгина, «День радио»
О кризисе среднего возраста у рекламной шефини, в форме писем к самой себе 20-летней.
13.Татьяна Дыбовская, роман без названия
Автодокументальное повествование о рейдерской компании. «Наши нулевые были круче любого вымысла». Автор еще не определилась, будет ди это фикшн или автофикшн - и поэтому трудность с названием.
14.Екатерина Бобровская, «Тигриная тропа»
Мистический экологический роман о родовом проклятье на Дальнем Востоке.
15.Маша Смирнова, «Самая смелая девочка»
Во многом автобиографическая история девочки, которая думала, что попала в волшебный мир, а попала в секту. И про власть, которая превращает веру в фанатизм.
16.Екатерина Магер, «Было и не стало»
Мистическая история, героиня которой может видеть внутренний мир других людей и воздействовать на него.
17. Евгения Козловская, «Архдетектив: дело о мертвом чиновнике»
Архитектурный детектив с элементами городского фэнтези: заговорили барельефы, статуи, а помощником расследователя выступает оживший гипсовый лев!
18.Евгения Башиева, «Нержавейка»
Драматическая история женщины-«Нержавейки», Хромовой Сталины Николаевны (Cr-Fe-Ni)
19.Татьяна Алеева, «И меня возьмите»
Роман о неразделённой любви (авторши и героини) к Алексею Балабанова
20.Константин Ильин, «Пока звучит техно»
Автобиографический роман о клубной сцене нулевых в Петербурге.
Члены жюри, объявляя победителей, дали свои комментарии.
Василий Авченко: «Заявки превзошли мои ожидания».
Татьяна Соловьёва: «У каждого из вас есть история, которую стоит рассказать. Вы же не за миллион это делаете, правда»?
Марина Степнова: «Ненавижу быть членом жюри – приходится выбирать. Допишите свои истории! Именно потребность рассказать свою историю и делает человека писателем».
Сергей Шаргунов: "Я вспоминаю свои нулевые - пасмурная Мясницкая, по которой я, молодой обозреватель, шел в "Независимую газету"... Ощущение межсезонья. Много чего произошло и много чего изменилось".
Дмитрий Данилов: «Быть верным своему замыслу – это самое главное для писателя. А деньги потом приложатся. А еще спасибо за это яркое шоу – в лучшем смысле слова. Вы опровергли тот стереотип, что писатели – скучноватые люди, не всегда складно говорящие».
Сергей Носов: «Произошел гендерный переворот: 20 финалистов, и 18 из них принадлежит прекрасной половине. Я принадлежу к тому поколению, которое, дожив до седой бороды, узнал слово питчинг».
Екатерина Панченко назвала победителя народного голосования, ведшегося в телеграм-канале "Cмысловой, 226". Им стала Любовь Дегтярева.
Автор проекта Сергей Захаров, сооснователь и партнер инвестиционной группы «Марафон» (владеющей такими сетями ритейла, как "Азбука вкуса", "Магнит" и "Дикси", «Самбери»), огласил свое "волевое решение" Любовь Дегтярева тоже объявляется полноценным побеиьем и участникм проекта.
А вообще, по его словам, он вышел в центр сцены "для того, чтобы с этой точки посмотреть на вас. Литература – это диалог. И я вижу, что он начался. Я очень прошу издателей обратить в внимание на тех авторов, которые не попали в пятерку. В этой жизни важно не хотеть славы, денег и власти. Они как мастерок и кирпич – не цель, а инструменты, с помощью которых строят дом».
