06.12.2025
Фестивали

Уникальность проекта: зашкаливает!

В амфитеатре Non/Fictio№27 прошёл открытый питчинг объявленного "Смысловой, 226" опен-колла заявок на роман о нулевых. На кону - пять миллионов рублей

Выступает Ирина Юркова
Выступает Ирина Юркова

Текст: Михаил Визель

Опен-колл, то есть "прием заявок" - привычная нам уже реалия, как и "питчинг", буквально - "настройка" (в оркестровом смысле), то есть представление и защита сочинителем своей идеи перед потенциальным издателем - тоже вошло в обиход; но публичное представление проектов перед воистину открытой аудиторией пока что в новинку.

Впрочем, вся деятельность проекта ритейлера Сергея Захарова "Смысловая, 226", называющего себя "книжным кластером" - открыто декларированная инновация на российском книжном рынке. Это стало понятно еще при запуске проекта в сентябре; и вот пришла порра подводить первый итог - итог конкурса заявок на роман о нулевых - увиденных, судя по описанию конкурса, через призму тех, для кого нулевые - это их личные 20+.

К публичному итогу тщательно готовились - все 20 финалистов, отобранных из поступивших пятисот заявок, тщательно тренировали для публичного двухминутного выступления, подготовили им с помощью ИИ яркие презентации. В часовом шоу свои заявки представили:

1.Мара Гааг «Незабудка 2002»

Темпоральная фантастика – вернуться в 2002 год, когда героям по 15-20 лет.

2.Ирина Юркова «Молодые ветра»

Флешбэк с призраком и «Нашествием» 2006 года

3.Любовь Дегтярева, «Мир 0»

Юмористическая фантастика – гопник попадает в мир орков, эльфов и т.д. Современный оммаж «Сказке о тройке»

4.Дарья Благова, «Пожары»

О "вечном возвращении" в Минводы - с большим автобиографическим элементом.

5.Лиля Бри, «Соединение установлено»

Роман о ЖЖ и о котиках.

6.Дана Курская, «Всё, что тебя касается»

«Нулевые – это позвонок в моём позвоночнике». Девчонка из Челябинска 2003—2004, которая слышит «голос гаражного бога».

7.Анатолий Ухандеев, «Похищенный город»

Мистический роман о пропавшем городе Набережные Челны… и о несостоявшемся поцелуе.

8.Юлия Мезенцева, «До первого чужого»

Об отъезде из Ташкента русскоговорящего населения в нулевые. «Для всех оставшихся и для всех уезжающих Россия предстаёт тайным садом или утраченным раем, который нужно найти»

9.Дарья Митякина. «Кровь как чернила»

Единственный на питчинге нон-фикшн: исследование о женских детективах нулевых – который вылечили множество людей от депрессии и перекроили книжный рынок России.

10.Людмила Демиденко, «Джинсы, раскрашенные зеленым и белым»

«Это роман о студентках нулевых»

11.Соня Минаева, «Щучьи дети»

Необычная - и очень необычно представленная - история о людях с особенностями.

12.Евгения Смурыгина, «День радио»

О кризисе среднего возраста у рекламной шефини, в форме писем к самой себе 20-летней.

13.Татьяна Дыбовская, роман без названия

Автодокументальное повествование о рейдерской компании. «Наши нулевые были круче любого вымысла». Автор еще не определилась, будет ди это фикшн или автофикшн - и поэтому трудность с названием.

14.Екатерина Бобровская, «Тигриная тропа»

Мистический экологический роман о родовом проклятье на Дальнем Востоке.

15.Маша Смирнова, «Самая смелая девочка»

Во многом автобиографическая история девочки, которая думала, что попала в волшебный мир, а попала в секту. И про власть, которая превращает веру в фанатизм.

16.Екатерина Магер, «Было и не стало»

Мистическая история, героиня которой может видеть внутренний мир других людей и воздействовать на него.

17. Евгения Козловская, «Архдетектив: дело о мертвом чиновнике»

Архитектурный детектив с элементами городского фэнтези: заговорили барельефы, статуи, а помощником расследователя выступает оживший гипсовый лев!

18.Евгения Башиева, «Нержавейка»

Драматическая история женщины-«Нержавейки», Хромовой Сталины Николаевны (Cr-Fe-Ni)

19.Татьяна Алеева, «И меня возьмите»

Роман о неразделённой любви (авторши и героини) к Алексею Балабанова

20.Константин Ильин, «Пока звучит техно»

Автобиографический роман о клубной сцене нулевых в Петербурге.


По итогам голосования профессионального жюри пять "путевок" - то есть гранты по миллиону рублей и "полный пакет" редакторского и издательского сопровождения" - получили заявки Мезенцевой, Смурыгиной, Дыбовской, Козловской и Башиевой.

Члены жюри, объявляя победителей, дали свои комментарии.

Василий Авченко: «Заявки превзошли мои ожидания».

Татьяна Соловьёва: «У каждого из вас есть история, которую стоит рассказать. Вы же не за миллион это делаете, правда»?

Марина Степнова: «Ненавижу быть членом жюри – приходится выбирать. Допишите свои истории! Именно потребность рассказать свою историю и делает человека писателем».

Сергей Шаргунов: "Я вспоминаю свои нулевые - пасмурная Мясницкая, по которой я, молодой обозреватель, шел в "Независимую газету"... Ощущение межсезонья. Много чего произошло и много чего изменилось".

Дмитрий Данилов: «Быть верным своему замыслу – это самое главное для писателя. А деньги потом приложатся. А еще спасибо за это яркое шоу – в лучшем смысле слова. Вы опровергли тот стереотип, что писатели – скучноватые люди, не всегда складно говорящие».

Сергей Носов: «Произошел гендерный переворот: 20 финалистов, и 18 из них принадлежит прекрасной половине. Я принадлежу к тому поколению, которое, дожив до седой бороды, узнал слово питчинг».

Екатерина Панченко назвала победителя народного голосования, ведшегося в телеграм-канале "Cмысловой, 226". Им стала Любовь Дегтярева.

Автор проекта Сергей Захаров, сооснователь и партнер инвестиционной группы «Марафон» (владеющей такими сетями ритейла, как "Азбука вкуса", "Магнит" и "Дикси", «Самбери»), огласил свое "волевое решение" Любовь Дегтярева тоже объявляется полноценным побеиьем и участникм проекта.

А вообще, по его словам, он вышел в центр сцены "для того, чтобы с этой точки посмотреть на вас. Литература – это диалог. И я вижу, что он начался. Я очень прошу издателей обратить в внимание на тех авторов, которые не попали в пятерку. В этой жизни важно не хотеть славы, денег и власти. Они как мастерок и кирпич – не цель, а инструменты, с помощью которых строят дом».