23.01.2026
Салтыков-Щедрин — 200

Как мы с губернаторами России читали Салтыкова-Щедрина

Можно ли в наши дни всем миром прочитать сказки Салтыкова-Щедрина? Актуален ли великий писатель-сатирик сегодня, когда со дня его рождения минуло 200 лет? И что настораживает в его произведениях наших современников?

Видеопроект «Российской газеты» к 200-летию писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина / rg.ru
Видеопроект «Российской газеты» к 200-летию писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина / rg.ru

Текст: Анастасия Скорондаева/РГ

Готовиться к юбилею Михаила Евграфовича в редакции "РГ" начали задолго до 27 января. На очередном заседании оргкомитета по подготовке и проведению 200-летия Салтыкова-Щедрина (под председательством главы Российского книжного союза Сергея Степашина) региональные министры культуры рассказали о запланированных мероприятиях. Тогда же главный редактор "РГ" Владислав Фронин предложил губернаторам с помощью нашей газеты записать видеокнигу — прочитать одну из легендарных салтыковских "Сказок для детей изрядного возраста". На выбор — может быть, "Премудрого пискаря"? Или сказку "Пропала совесть"? А может, "Самоотверженного зайца"? Сказки Салтыкова-Щедрина язвительны — об этом помнят все. Многие фразы его разлетелись и запомнились давно, как афоризмы. Писатель был еще и вице-губернатором в двух губерниях — так что, конечно, важно было и участие коллег, сегодняшних губернаторов из разных уголков страны.

* * *

Салтыков (приставка Щедрин — часть псевдонима, которым писатель подписывал свои произведения) не очень-то любил говорить о своей чиновничьей работе, считая, что его настоящее призвание — писатель. Но безобидными его произведения с самого начала не казались никому.

Не успела выйти повесть "Запутанное дело", как за вольнодумие писателя сослали в Вятку (ныне Киров). Стал он там канцелярским чиновником, но дела его быстро пошли в гору, успел Салтыков сменить несколько должностей, ездил в командировки, видел, чем и как живет народ. В "вятском плену", как сам писатель называл свою ссылку, он пробыл восемь лет.

Михаил Евграфович стал единственным писателем, дослужившимся до чина вице-губернатора Рязанской, а потом и Тверской губерний, а также успел поработать управляющим Казенной палаты в нескольких регионах. Работником он был хорошим — умным, дотошным, честным и компетентным, да вот с характером не очень повезло. Мог нагрубить, выйти из себя из-за какого-то пустяка. В Рязани его даже прозвали "вице-Робеспьером" — в честь французского революционера Максимильена Робеспьера, у которого было прозвище Неподкупный.

К едкой критике Салтыкова-Щедрина с опаской относились и многие его литературные коллеги, даже чей талант он признавал. К примеру, о Тургеневе он мог сказать без церемоний: "Типичный литературный барин и умелый литературный болтунище".

Но, несмотря на всю язвительность, он был востребован. Его талант признавали, с ним считались. Салтыков стал сатириком то ли благодаря, то ли вопреки своей официальной должности: уверенно нырял в чиновничью кухню, бесстрашно использовал свой талант — не только в историях фольклорного типа. Если же говорить о сказках, то он, используя язык фольклора, смог блестяще вывести на свет такие яркие и всеми узнаваемые социальные типы. Премудрый пискарь олицетворял трусливую осторожность во всем и вообще страх перед жизнью. Карась-идеалист — наивно верил в отвлеченное "добро". Коняга — посвятил себя всего работе непонятно чего ради. Медведь на воеводстве — символ самодурства и бездарности дорвавшихся до власти.

Михаил Евграфович стал единственным писателем, дослужившимся до чина вице-губернатора Рязанской, а потом и Тверской губерний

Персонажи писателя в наши дни легко могли бы стать мемами в молодежной среде. Емкие описания и меткие характеристики его героев и запоминались быстро, и употреблялись часто в разговорах или текстах, если надо было коротко и точно дать портрет явления и личности. Двух слов достаточно: "Жил — дрожал, и умирал — дрожал". О ком это — понятно, о "премудром пискаре".

Вымышленный губернский город Крутогорск, который появился в его "Губернских очерках", напомнил читателям Вятку. В книге автор, едко иронизируя, изобразил жизнь разных слоев населения в России середины XIX века.

При этом сам Михаил Салтыков был не из разночинцев — родился в богатой помещичьей семье. Мать из купеческого рода, а отец — дворянского. Евграф Салтыков служил в Московском архиве иностранной коллегии и ушел в отставку в приличном чине коллежского советника — шестом по Табели о рангах. Этот чин давал право на потомственное дворянство — так что сыну жить бы припеваючи, не забивая голову вопросами народных нужд и справедливости. Но нет же.

Будущий автор мрачных "Господ Головлевых" в юности был отличным учеником — как и Пушкин, вышел из Царскосельского лицея. Но из-за плохого поведения, неуживчивости он не заслужил себе чина выше коллежского секретаря — а это лишь десятая ступень по Табели о рангах (впрочем, у Пушкина был точно такой же).

По сегодняшним меркам писатель-сатирик — так себе характеристика. Как будто не хватает основательности, глубины — так, что-то несерьезное. Да и потом — где вы сегодня видели сатириков, которые с сарказмом и иронией (не говоря уж о таланте) умели бы увидеть суть происходящего вокруг? Возможно, кто-то скажет, что сарказм сегодня неуместен. Но в ответ напомним: пик чиновничьей карьеры Салтыкова-Щедрина пришелся на годы Крымской войны, он сам следил за набором ополчения. Кстати, и одна из биографий писателя не случайно называлась "Салтыков (Щедрин): Генерал без орденов". За все время службы он не получил почти что ни одной награды — что было большой редкостью. Единственной медалью удостоили его как раз за подготовку ополчения в Крымскую войну.

И все-таки талант Салтыкова-Щедрина был признан и при жизни — его тут же поставили в один ряд с Пушкиным, Гоголем и Достоевским. Русский язык обогатился многими неологизмами Салтыкова-Щедрина — сегодня произносим "злопыхательство" или "головотяпство" не задумываясь, кем эти слова придуманы.

Умение так метко говорить про общество, народ и власть — вне времени. Салтыков-Щедрин не может устареть. Достаточно вспомнить одну из его цитат: "Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют".

Чего Салтыкову-Щедрину не хватало — пушкинской легкости, гоголевского драйва и… любви. К жизни, а главное — к человеку. Да, высмеивал в чиновниках пороки, в мужиках — покорность. Но не было в его творчестве, пожалуй, сострадания, которого нам и сегодня иногда так не хватает.

Вот на этом нам пора, пожалуй, и вернуться к нашему проекту.

* * *

На предложение "Российской газеты" губернаторам прочитать на камеру фрагмент одной лишь сказки — "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" — откликнулось лишь трое и один зам. Можно сказать: это поступок. Двести лет не срок — легко ли, в самом деле, будучи чиновником, прочитать пусть небольшой отрывок произведения, в котором автор насмехается над вечными нравами служак и бюрократов.

Это глава Кировской области Александр Соколов, глава Рязанской области Павел Малков, глава Тульской области Дмитрий Миляев, а также заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Елена Майер. Им — наше особое спасибо!

Кировский губернатор Александр Соколов для записи видеофрагмента сказки отправился в Дом-музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина — здесь с особым трепетом хранят память о писателе.

Рязанский губернатор Павел Малков читал в интерьерах областного исторического музея — здесь на выставке к юбилею писателя покажут стол, за которым работал Салтыков-Щедрин.

Тула — не чуждое место для Салтыкова-Щедрина, писатель служил здесь в Казенной палате с 1866 по 1867 год. Для записи отрывка из сказки глава Тульской области Дмитрий Миляев отправился в дом Дворянского собрания, особняк культурного наследия XIX века, где сегодня расположен современный мультикультурный центр.

В Ханты-Мансийском автономном округе музеев Салтыкова-Щедрина нет — писатель до этих мест не добирался, — но Елена Майер прочитала свой фрагмент из сказки с удовольствием: на то она и классика, что для всех.

В нашем проекте "Читаем вместе Салтыкова-Щедрина" приняли участие артисты, музыканты и культурологи. По просьбе дружественного нам издательства "Вимбо" к чтениям присоединился актер театра "Модерн" и блестящий чтец Алексей Багдасаров.

Среди участников проекта — артисты Псковского драмтеатра им. Пушкина Александра Кашина, Северного русского народного хора Наталья Бабина и Истринского драматического театра Андрей Соколов. Еще один участник — худрук воронежского Никитинского театра Борис Алексеев — к слову, играет роль Иудушки в спектакле "Господа Головлевы".

Гендиректор Объединения гослитмузеев Пензенской области Наталья Полева не только прочитала отрывок, но и рассказала случай из жизни писателя, свидетельствовавший о гуманности писателя и перешедший в разряд литературных анекдотов.

Писатель Павел Басинский, автор нескольких исследований жизни и творчества Льва Толстого, не обиделся на реплики сатирика в адрес его героя и присоединился к чтениям. Музыкант Билли Новик петь свой отрывок из сказки не стал — но прочитал его оригинально.

Ценным для проекта стало и участие президента НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, академика РАН, профессора Александра Румянцева.

Кто-то, возможно, спросит: появились ли сегодня новые достойные преемники Салтыкова-Щедрина? Мы ответим: может быть.

9 полезных замечаний писателя-сатирика

"Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения".

"А от иронии до крамолы — один шаг".

"Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления".

"Многие склонны путать понятия "Отечество" и "Ваше превосходительство".

"Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать".

"У нас в России воруют все. И при этом, хохоча, приговаривают: "Да когда же все это кончится?"

"Идти вперёд — трудно, идти назад — невозможно".

"Россия — государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве".

"Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то взять бы да ободрать кого-нибудь".

Кто и как отпразднует 200-летие Салтыкова-Щедрина

Российская национальная библиотека открыла выставку "Генерал без звезды", где представлены редкие документы из фондов в честь дня рождения русского писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина. Выставка раскрывает личность юбиляра в трех ипостасях: литератора, редактора, чиновника.

В Библиотеке иностранной литературы — Литературный фестиваль "С-Щ": публичные чтения произведений писателя "Сила событий" и выставка иллюстраций к бессмертной сатире Салтыкова-Щедрина "История одного города" народного художника России и преподавателя ВГИКа Сергея Алимова.

Талдомский центральный Дом культуры в день рождения писателя, 27 января, в 17:00 покажет музыкальный спектакль по мотивам произведений Михаила Салтыкова-Щедрина "Мелочи жизни русской провинции". Спектакль будет с живой музыкой в исполнении артистов Московского театра "Новая опера".

В Российской государственной библиотеке для молодежи 27 января выйдет первая из четырех частей подкаста "В поисках Салтыкова-Щедрина" — "путевые" заметки современного читателя, желающего открыть для себя личность и творчество писателя.

Кто еще из литераторов служил чиновником?

Александр Грибоедов. После службы под командованием генерала от кавалерии Кологривова поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел переводчиком, секретарем при царском поверенном в делах в Персии, секретарем по дипломатической части при генерале Ермолове, министром-резидентом (послом) в Персии (Иране), где и погиб на посту в 1829 году.

Василий Жуковский. Основоположник романтизма и автор гимна "Боже, царя храни!" начинал со службы городовым секретарем в бухгалтерском столе Главной соляной конторы. Позже служил учитель русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Федоровны и наставником цесаревича, будущего Александра Второго.

Аполлон Майков. Лирический поэт служил в Петербургском комитете иностранной цензуры, заведовал одним из трёх отделений — бандерольным и польским с прочими славянскими наречиями. Был председателем Центрального комитета иностранной цензуры, членом особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения.

Иван Гончаров. Писатель начинал с должности секретаря канцелярии губернатора Симбирска, позже в Петербурге служил в департаменте внешней торговли Министерства финансов. В качестве секретаря при вице-адмирале Путятине по поручению Минпросвещения отправился на фрегате "Паллада" в кругосветное плавание. Позже много лет служил в Совете по делам книгопечатания, в отставку вышел в генеральском чине действительного статского советника.

Всеволод Крестовский. Автор авантюрного романа "Петербургские трущобы" был прикомандирован правительством к штабу действующей армии, принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-78 годов. Служил чиновником особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе Черняеве, после причислен к Министерству внутренних дел.

Федор Тютчев. Великий русский поэт после университета служил в Российской дипломатической миссии в Мюнхене, в Турине. Позже в Министерстве иностранных дел занимал должность старшего цензора, возглавил Комитет иностранной цензуры, где служил вплоть до своей кончины.

Яков Полонский. Начинал службу поэт после учебы таможенным чиновником в Одессе. В Тифлисе был помощником начальника канцелярии кавказского наместника Воронцова. Позже много лет служил вместе с Тютчевым в Комитете иностранной цензуры и Совете Главного управления по делам печати.