Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Долгое время это была обычная серая торцевая стена одного из типовых многоэтажных жилых домов советской постройки по улице Каменского, 4. Ныне отсюда с девятиэтажного поднебесья на прохожих задорно взирает сам поэт-футурист, соратник Маяковского, Василий Каменский. Кстати, ему мы обязаны словом «самолет».
Высота панно более 27,5 метров, ширина — 11,1, общая площадь — около 350 квадратных метров, считая балконы. На создание гигантской композиции ушло 11 десятилитровых ведер краски. А улица Каменского была давно, она появилась здесь, когда строили весь местный «спальный» микрорайон на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов.
Автор — известный в городе художник, энтузиаст стрит-арта Александр Жунёв. Он прославился благодаря портрету другого поэта, Сергея Есенина, нарисованного также на всю стену на одном из пермских долгостроев в 2009 году. Тот сразу стал одной из городских достопримечательностей, но там всего пять этажей. Дело его же рук — один из самых больших арт-объектов в России, солнечные часы, состоящие из клумбы и обелиска в честь 250-летия Перми, по соседству с привокзальной площадью, — «Стена Beatles» (совместно с Олегом Ивановым) и десятки достопримечательностей поменьше. Как и Есенина, Каменского художник рисовал с помощью промышленно-альпинистского снаряжения, часами вися у стены на ремнях на ветру.
Погружаясь в жизнеописание и творчество своего героя, Жунёв обнаружил и совпадения с собственными эстетическими взглядами. Каменский сам указывал, что произведения поэзии нужно наносить «на стены, заборы». В Перми XXI века его мысли оказались услышаны.
— Было очень интересно собирать информацию, — говорит Александр Жунёв. — Я сходил на экскурсию клуба краеведов. И подумал, что такого человека надо бы увековечить. Если я о нем не знал, то и многие другие не знают. Нашел вот этот торец, где было бы хорошо изобразить его, и задумал этот проект, не просто нарисовать, а рассказать о его заслугах; что Каменский был среди родоначальников футуризма, что давал концерты вместе с Маяковским. Личностью он был многогранной, и изобразил я его «многогранным», с помощью многоугольников.
На создание портрета был выигран грант городского конкурса социальных и культурных проектов — 200 тысяч рублей. Однако кроме того, был необходим ремонт межпанельных швов, а то рисовать поверх них не имело смысла. И вдохновившиеся пермяки в ответ на клич, кинутый в социальных сетях, скинулись еще на 60 тысяч.
В мощной тени Маяковского другие его соратники по футуристическому цеху теряются. Между тем, как охотно делится напитавшийся информацией Жунёв, когда в 1913 году молодой Владимир познакомился с Каменским, тот был редактором журнала. Для пермяков же он — «гений места». О жизни Каменского в селе Троица по сей день ходят легенды.
СПРАВКА
Василий Каменский (1884–1961) — русский советский поэт и прозаик, художник, а также пропагандист авиации и летчик. Публиковаться начал в пермской печати в 1902 году. В Москве сошелся, среди прочих, с Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, Маяковским, с которыми вместе понес знамя «кубофутуризма». Написал ряд поэм, посвященных вождям крестьянских восстаний, — «Стенька Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников».
Одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио-XI», доставил его на малую родину и совершил на нем первый полет над Камой.
Немногие знают, что именно Каменский ввел в обиход русское слово «самолет» в противовес заимствованному «аэроплану», а также одним из первых употребил термин «железобетон», создавая свои «железобетонные поэмы», которые печатал… на дешевых обоях.
Мемориальный дом-музей поэта находится в селе Троица под Пермью, основан в 1974 году.
Ссылка по теме:
Дом Каменского как «место силы» — ГодЛитературы.РФ, 16.04.2015
Сайт по теме:
Страница музея Василия Каменского на сайте Пермского краевого музея