Наш сайт обновляется. Мы запустили полностью новый сайт и сейчас ведется его отладка. Приносим свои извинения за неудобства и уверяем, что все материалы будут сохранены.
САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Иллюстраторы — есть!
Вдохновитель фестиваля детской книжной иллюстрации «Морс» — о том, зачем понадобился этот фестиваль и о действенности принципа «бери и делай!»

Интервью: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: МорсФест.РФ

На фото: участники мастер-класс иллюстратора Саши Крю, состоявшегося 5 сентября 2015 в рамках Школы книги и книжной иллюстрации «Азбука Морса».

23–25 октября в московском центре дизайна и архитектуры ARTPLAY пройдет Московский фестиваль книжной иллюстрации «Морс», организованный группой энтузиастов во главе с начинающим художником-иллюстратором Анной Чефрановой. Кажется невероятным, что неформальная группа, собирающаяся в социальных сетях и вокруг собственного сайта, может организовать трехдневный фестиваль с участниками со всех уголков страны и насыщенной программой встреч, лекций, мастер-классов. Но тем не менее у «Морса» всё получилось.

Как и почему - рассказала сама Анна Чефранова.

Необходимость проведения фестиваля детской книжной иллюстрации - знак того, что у нас всё очень плохо с этой иллюстрацией, или наоборот - что всё очень хорошо?

Анна Чефранова: Я сама начинающий иллюстратор. Сначала была самоучкой, сейчас учусь на курсах. Начав учиться, я стала ходить по книжным магазинам и выставкам, и у нас в стране, и за границей. И сначала мне показалось, что у нас всё плохо. Есть замечательная советская школа, а за ней нет ничего. А сейчас, когда мы сделали фестиваль, то поняли: иллюстраторы - есть! И очень крутые. Только их не издают. И мы захотели их показать.

А почему не издают?

Анна Чефранова: Мы разговаривали с издателями… Страшно издавать новых художников. Кто покупает детям книги? Родители. Которые выросли на советской иллюстрации. А издавать молодого современного художника… Зачем? Когда книга с советскими иллюстрациями стопроцентно продастся. Или книгу с иллюстрациями иностранного художника, уже апробированного в Европе. Нет необходимости именно продажной работать с современной иллюстрацией.

Но ведь это проблема повсеместная. Во всех странах книги для детей покупают родители.

Анна Чефранова: Но у нас эта проблема особенно остро выражена. Достаточно взять статистику и поглядеть, чтó издается. Окажется, что половина книг - иностранных иллюстраторов и еще половина - советских. Советские художники - замечательные, но ведь мир чуть-чуть изменился, и, соответственно, иллюстрация должна быть чуть-чуть другой. А современных иллюстраторов мало. Более того: некоторые издатели вообще не обращают на них внимания, не выносят их имя на обложку. А ведь иллюстрация - это самое главное в детской книге.

Сколько на выставке экспонентов? Откуда они?

Анна Чефранова: Сто пять. Это «каталожные» участники. Плюс еще тридцать шесть, отобранных по итогам проведенных нами конкурсов на тему «морс» и «когда деревья были большие» (воспоминания о детстве). Они из самых разных городов России, вплоть до Сочи и Владивостока. Омск, Севастополь, Ставрополь, Краснодар. Есть несколько участников из Украины и Белоруссии. Хотела одна девочка из Чехии, но мы просто не успели ее включить. Причем они сами готовы приехать, за свой счет, чтобы участвовать в семинарах и мастер-классах! И пишут нам «забронируйте место!»

Я прошелся по залу - еще не все экспонаты развешаны; но, то что я увидел, показалось мне очень реалистичным. Фигуративный рисунок с правильными пропорциями. Это сейчас тенденция такая?

Анна Чефранова: Нет-нет, техники самые разные! Есть и добротные реалистичные, а есть и в хорошем смысле безумные. Есть иллюстраторы из «Британки», то есть из Британской высшей школы дизайна, - они совершенно сумасшедшие. А есть студенты и выпускники МГУП. Это печатники с классической школой - но они тоже с сумасшедшинкой, только в другую сторону.

Один издатель замечательных детских книг говорил мне, что назначение книги для дошкольников - формировать представление об окружающем мире. И потому для них совершенно неприемлемы иллюстрации, на которых, скажем, паровозик ложится спать «на бочок». Как с этим быть?

Анна Чефранова: Ну, что ж, это его мнение. По-своему он прав. Но ведь это фантазия детская. У ребенка и столы, и стулья разговаривают. А «одеяло убежало» - какой в этом реализм?!

Еще какой! Одеяло, увы, действительно порой ночью убегает.

Анна Чефранова: Но все равно это реализм сказочный. А стихи, тем не менее, все помнят.

Вы, разумеется, знаете, что в этом году на проводимом издательством «Росмэн» конкурсе «Новая детская книга» впервые появилась номинация «Новая детская иллюстрация». Это такой тренд, «лицом к иллюстрации»?

Анна Чефранова: Это просто накипело. В марте, когда мы начали активно двигаться к нынешнему октябрьскому фестивалю, нам ребята из питерского фестиваля комиксов «Скетч» говорили, что тоже хотят делать фестиваль иллюстрации. Это висит в воздухе. Да, делают замечательные выставки в Союзе художников, но надо популяризировать, показывать родителям с детьми, а не только друг другу, что есть разная иллюстрация, и она должна быть разная.

Вам на это могут сказать, что со времен Адама и Евы маленький ребенок проходит в своем развитии все те же стадии; зачем же меняться картинкам?

Анна Чефранова: С одной стороны, это так; но с другой - мир всё-таки меняется. Я не большой здесь специалист, у нас будут читать лекции специалисты. Но понятно же, что маленький ребенок в восьмидесятые годы просто имел перед глазами другую картинку, чем сейчас. Достаточно выйти на улицу, чтобы это понять. И художник тоже меняется. Кто-то рисует по-прежнему от руки, кто-то на компьютере. Но в любом случае он вбирает в себя окружающий мир и передает в своей работе.

Когда вы говорите «мы» - кого вы имеете в виду?

Анна Чефранова: Как кого? Нашу команду.

Это понятно; но сколько вас? Вы как-то институализированы?

Анна Чефранова: Абсолютно никак. Наша группа - шесть человек - совершенно неформальная. Это поначалу вызывало недоумение. Когда мы только задумывали фестиваль и ходили по издателям, по спонсорам, нас спрашивали: «Девочки, а вы вообще кто? Кто ваш шеф?» Не было никакого доверия и никто не верил, что мы это сможем сделать.

То есть такой проект по принципу DIY («бери и делай!»).

Анна Чефранова: Вот именно.

am_02_14

Ссылка по теме:

Книжный «Морс» - ГодЛитературы.РФ, 19.10.2015