Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: пресс-служба Политехнического музея
Политехнический, Литературный музеи, ММСИ, более 20 государственных и частных собраний под занавес Года литературы посвятили главному оружию писателя - печатной машинке - целую совместную выставку.
Это сейчас машинка стала анахронизмом, а когда-то она, громоздкая, неповоротливая, была признаком наличия интеллигента в доме. Говорят, что первым писателем, начавшим использовать пишущую машинку, был Марк Твен. А еще четыре года назад в прессе подняли шум, будто производство печатных машинок остановлено. Но это не совсем так: в США компания Swintec до сих пор продолжает их производить и поставлять в страны третьего мира, где не хватает компьютеров, а также в американские тюрьмы 43 штатов, где на покупку более "умной" техники тратиться не хотят.
"Анну Каренину" и "Войну и мир" Лев Толстой набирал на машинке Remington understroke. Михаил Булгаков писал от руки в тетрадях, а набирала тексты на немецкой печатной машинке Olimpia свояченица писателя Ольга Бокшанская, работавшая много лет секретарем Владимира Немировича-Данченко и ставшая прототипом Поликсены Торопецкой из "Театрального романа". Иосиф Бродский пользовался портативной, переносной машинкой, очень удобной, чтобы набирать тексты в дороге. На выставке есть и машинки, принадлежавшие Александру Солженицыну, Владимиру Маяковскому, Михаилу Зощенко, Борису Пастернаку.
Также широкой публике представят авторские машинописные листы, среди которых "Нас четверо" Анны Ахматовой, "Союз друзей" Булата Окуджавы, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына, стихи из самиздатского машинописного журнала "Синтаксис" с пометкой "изъято при обыске", записанный Натальей Горбаневской "Реквием" Анны Ахматовой.
За роль пишущей машинки в современности будут отвечать художники Александр Бродский и Хаим Сокол - специально для проекта они создали различные инсталляции. Экспозиция разделена на тематические блоки: во-первых, машинка как предмет дизайна, во-вторых, как инструмент создания литературных и художественных произведений, в-третьих, литературный персонаж и, наконец, объект концептуального осмысления в произведениях современного искусства.
Запланированы мастер-классы, лекции и показ фильма-эксперимента Бориса Хлебникова, исследующего влияние машинки на творческий процесс. А современный композитор Алексей Айги обещает представить мелодию, специально написанную им для этой экспозиции.
Автор идеи выставки и куратор — журналист и литературный критик Анна Наринская.
Выставка пройдет в Московском музее современного искусства с 16 декабря 2015 года до 13 марта 2016 года.
Ссылки по теме: