Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для "Года литературы"
Фото: ria.ru
18 марта 2016 года в Российской государственной детской библиотеке прошел семинар Русской ассоциации чтения. Непростая тема «Стратегии инновационного развития профессиональной подготовки специалистов в области чтения» вызвала оживленную дискуссию.
Сама идея создать модель «идеальной» школы, приемлемой для любой европейской страны, впервые возникла в Лондоне в 1998 году.
Главное отличие школы, где процветает грамотность, - построение процессов обучения, воспитания и образования вокруг чтения и книги. На занятиях ученики много читают и пишут на изучаемых языках, участвуют в дискуссиях и дебатах, размышляют вслух при выполнении заданий.
Этот подход опробовали на своих учениках педагоги Лингвистической гимназии № 1531 (г. Москва). Результаты их приятно удивили - дети стали чаще ходить в библиотеку, больше читать, причем не только учебную литературу, но и для удовольствия. А всевозможные программы поддерживающего чтения - театр у микрофона, спектакли, «золотые полки» класса - вовлекли в процесс и самих учеников, и их родителей. Хотя главная роль все-таки принадлежит педагогу-наставнику. Очень важно, чтобы учителя читали детям, читали вместе с детьми, а также читали о детях как профессиональную, так и детскую и юношескую литературу. Но для этого педагоги сами должны овладеть новыми навыками чтения. А помочь им в этом должны специальные семинары, которые и проводит Русская ассоциация чтения.
На этот раз перед участниками семинара выступили ведущие специалисты в области продвижения чтения: научный руководитель проекта «Школа, где процветает грамотность», президент Русской ассоциации чтения, профессор Н. Н. Сметанникова представила новые направления развития проекта в свете теории инноваций; руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, кандидат философских наук Ю. Ю. Чёрный рассказал о проблеме чтения с позиций информатики; вице-президент Русской ассоциации чтения Н. М. Курикалова познакомила участников семинара с программой международной оценки компетенций взрослых (PIAAC).
Подробнее познакомиться с проектом «Школа, где процветает грамотность» можно на сайте Русской ассоциации чтения.