Текст: Фёдор Косичкин
Слово «поэзия», как слова «любовь» или «литература», обманывает своей кажущейся простотой и общеизвестностью. Кто ж не знает, что такое «стихи»? А выясняется, что никто не знает. Одни под стихами понимают интеллектуальные заморочки, другие — пышные славословия, третьи — остроумную шутку. И все правы, потому что за четырехтысячелетнюю историю писаной поэзии в ней накопилось и то, и другое, и третье.
Но всё-таки наиболее универсальное свойство поэзии, отличающее ее от других видов работы со словом — выражение некоего чувства. Любви, восторга, ужаса, восхищения.
Эти чувства - как основные цвета спектра, из смешения которых образуются все остальные.
Восхищение пробуждающейся природой — одно из таких основных чувств. Стихи о весне - одна из древнейших поэтических тем, берущих свое начало в древнейших земледельческих и брачных ритуалах (напоминая тем самым об одной из основных функций поэзии - сопровождать священнодействия или даже являться ими).
Стихи о весне (или то, что сейчас можно было бы назвать этим словом) писали аккадские жрецы и праславянские волхвы, поэты «золотой латыни», средневековые студиозусы-ваганты, куртуазные провансальские трубадуры и ренессансные тосканские поэты «нового сладостного стиля».
Не говоря уж о представителях народной поэзии всех времен и стран.
Представители более поздних и развитых поэтических традиций относилась к этим «птичками и листочкам» с плохо скрываемой насмешкой - дескать, пошлятина, мещанство, наив! Но только до того момента, когда их самих не накрывало той же весенней стихией. И тогда утонченнейшие лирики и изощреннейшие интеллектуалы тоже начинали писать весенние стихи. Каждый на свой лад, конечно. Потому что писать стихи о весне так же свойственно человеку, как вообще писать стихи.