Текст: Наталья Лебедева
Фото с сайта 63.fair.ru
О том, что сочинения должны обязательно быть в школьной программе, говорят все. И пока учителя и чиновники спорят о возможных темах и объеме сочинений, обсуждают критерии оценки и предупреждают о нововведениях, которые могут появиться в ЕГЭ по литературе через три года, ученики штудируют учебники и перечитывают серию «1000 лучших сочинений». Но не стоит рассчитывать на то, что чужое «отличное» сочинение и рассованные по карманам шпаргалки помогут получить высший балл. Надежнее будет научиться писать сочинение самому, тем более что времени в запасе предостаточно - сочинения нынче пишутся перед Новым годом. А чтобы будущим выпускникам не нужно было рыться по справочникам и сидеть часами в интернете в поиске нужной информации, автор пособий по подготовке к сочинениям, доцент кафедры русской литературы Института гуманитарных наук, кандидат филологических наук Елена Полтавец предлагает 30 дельных советов: как добиться того, чтобы получить «отлично» за сочинение.Начнем мы с тех двадцати советов, которые попроще. А десять «продвинутых» прибережем на следующую неделю.
1. Если есть выбор, выбирай тему по тому произведению (автору), текст которого лучше помнишь. Ориентируйся на предмет анализа, а не на аспект. Например, если «Тема любви в лирике Есенина» кажется более привлекательной, но стихотворения Пушкина лучше помнишь, то выбирай тему «Вольнолюбивая лирика Пушкина».
2. Экзаменатор склонен (даже подсознательно) оценивать знания, а не прекрасные чувства экзаменующегося. В отличие от школьного учителя, который наоборот подсознательно склонен повышать оценку именно за выражение прекрасных чувств и восторгов, потому что думает, что на уроках он уже проверил знание текста и теперь, выполняя свою воспитательную функцию, он, учитель, должен увидеть эмоциональный отклик своих учеников в сочинении. Эту разницу в подходе своего учителя и анонимного экзаменатора, который вас в глаза не видал, экзаменующийся должен понимать.
3. Сочинение - жанр творческий, его надо именно сочинять, а не компилировать что попало.
И отличать его от жанра изложения.4. Сочинение - это еще и чин, т.е. порядок, логически выстроенное здание.
5. В экзаменационном сочинении не должно быть ни одной ошибки. Сам создал фразу, сам ее и пиши правильно. Это ведь не диктант! Не уверен в орфографии - подбери синоним, не уверен в пунктуации - измени синтаксис предложения. Ошибок в написании трудных слов удается избежать, если шепотом (или только шевеля губами) проговорить про себя эти слова. Главное: не уверен - не обгоняй (в смысле: не пиши, чего не знаешь). Это относится и к фактическим ошибкам. Найди обходной путь. Если, например, не помнишь имя второстепенного героя - напиши перифраз, назови, допустим, Варвару из «Грозы» Островского «сестрой Тихона».
6. Не называй писателей по имени и отчеству. Например, Гоголь нам «Н. В. Гоголь», а не сосед Николай Васильевич из квартиры напротив, Цветаева - не завуч любимой школы Марина Ивановна. Чтобы избежать повторения фамилии, называй писателя поэтом, прозаиком, автором, творцом, создателем «Ревизора»… Используй отсылки к жанрам и родам литературы, художественному своеобразию произведений, где это уместно: драматург, комедиограф, баснописец, романист, сатирик и т.д.
7. Персонажей называй так, как их называет автор. Наименование персонажа в научной литературе и даже в сочинении подчиняется научному этикету. В «Грозе» нет героини по имени «Катя» или «Екатерина». Есть «Катерина». В «Войне и мире» нет персонажа по имени «Андрей». Есть «князь Андрей». Если встречаются персонажи с одинаковыми именами, следи за тем, чтобы было понятно из контекста, кого имеешь в виду. Или пиши не просто «Николай», а «Николай Ростов».
8. Перед экзаменом повтори, как пишутся некоторые важные слова, которые лучше не забывать: «Бэла» и «Мери» в «Герое нашего времени», «Сквозник-Дмухановский» в «Ревизоре», «Ларра» в «Старухе Изергиль», «дубинноголовая», «бессребреник», «бесприданница», «мошенник», «нигилист», «пессимизм», «апелляция», «лирико-драматический», «адъютант», «Медный Всадник», «Мертвые души», «программное произведение», «магический кристалл», «лорнет», «педант», «виолончель», «мировоззрение», «галерея», «гуманизм», «идеализировать», «иллюзия», «концепция» и т.д. Список таких «рабочих слов» для запоминания советует составить известный педагог Е. Н. Ильин в книге «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1993).
9. Дай экзаменатору понять, что разбираешься в жанрах литературных произведений. Стихотворение называй не только стихотворением, помни, что оно может быть одой, элегией, сонетом, посланием и т.д. В сочинении по драматургии какого-либо автора используй термины «драма», «комедия», «трагедия», а не только «пьеса».
10. Не забывай, какие роды и жанры предлагается рассмотреть! Если в формулировке темы «лирика» Пушкина, то это не поэмы и не «Евгений Онегин»!
11. Не пиши эпиграф.
Экзаменатору может показаться, что эпиграф не соответствует содержанию, и это будет предлогом для снижения оценки. Понравившийся афоризм будет хорошо смотреться во вступлении к сочинению, а не в виде эпиграфа.12. Преодолевай «боязнь чистого листа». Для начала напиши на черновике для себя что-нибудь ободряющее.
13. Обязательно спиши на черновик выбранную тему и все время держи этот листок перед глазами. Это поможет не уйти от темы.
14. Каждое слово в формулировке темы значимо. Найди в теме главное слово. Например: «Образ города в поэзии А. А. Блока», «Мотив огня в лирике А. А. Фета», «Роль антитезы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»», «Изображение народа в поэзии Н. А. Некрасова».
15. А если тема на сопоставление? Например, «Человек и природа в лирике С. А. Есенина», «Роль эпизода дуэли в романах Пушкина и Лермонтова». В первом случае главное слово - «и». Это значит, что задача сочинения - раскрыть понимание поэтом взаимосвязи человека и природы, показать, как эта взаимосвязь выражена в лирике поэта. Во втором – тоже «и» и «роль». Надо написать о том, как мы понимаем роль эпизода, и о том, в чем сходство и в чем различие соответствующих эпизодов в произведениях того и другого автора. В сочинениях на тему, где главным словом является «и», нельзя писать сначала об одном, потом о другом (т.е. сначала о человеке, потом о природе, сначала о эпизоде дуэли у Пушкина, потом у Лермонтова). Нужно сразу продумать критерии сопоставления, сравнивать, выявлять связи и различия.
16. Не забывай о соразмерности частей сочинения, а также пропорциональности вступления и заключения (1/6 или 1/7 объема всего сочинения).
17. Вступление к сочинению должно быть написано так, чтобы по нему можно было определить, на какую тему пишешь сочинение. Для тренировки перед экзаменом напиши вступления к примерным темам и прочитай друзьям. Если по вступлению они тему не определили – вступление не годится. Не надо писать во вступлении о характеристике эпохи, биографии писателя или истории создания произведения. Представь себе изумление, скажем, преподавателя геометрии, если бы решение геометрической задачи ученик начал с рассказа о том, что геометрия зародилась еще в Древнем Египте и успешно развивалась, несмотря на реакционную политику фараонов, рабовладение и угнетение простого народа. Вступление должно быть функциональным и объяснять, как ТЫ ПОНИМАЕШЬ ГЛАВНОЕ СЛОВО ТЕМЫ. Если главное слово – «и», то объясни, по каким критериям и по какому плану будешь сравнивать одно с другим. Напиши, как понимаешь главное слово темы, а также приведи примеры художественных произведений, в которых эта тема (проблема, идея) затрагивалась, в которых этот мотив развивался, эти же явления изображались и т.д. Например: сочинение на тему «Мотив моря в поэзии В. А. Жуковского» надо начать с определения мотива, а затем написать, какие авторы (до и во времена Жуковского) писали о море (Гомер, Байрон, Пушкин…).
18. В заключении должны быть выводы, которые всегда очень трудно придумать. На худой конец можно перечислить свои промежуточные выводы. И написать, как развивались традиции рассматриваемого автора (темы, жанра и т.п.) в последующую эпоху. Например, если тема была о жанре баллады в творчестве Жуковского, напиши, кто еще писал баллады после Жуковского, а может быть, и в наши дни. А если тема была о фамусовском обществе у Грибоедова? Вспомнить, кто еще из писателей создавал образы Москвы и москвичей и т.д.
19. Сочинение без заключения ставит экзаменатора в трудное положение. Ему приходится перечитывать все сочинение, решая, насколько полно раскрыта тема. Эти лишние усилия сделают его более придирчивым. Поэтому ему надо помочь, подведя итоги самостоятельно. Известно ведь, что в памяти остается последняя фраза. Желательно и повторить слова из формулировки темы в конце сочинения. Вступление - лицо сочинения. А заключение - это… нет, не хвост. Это костяк и позвоночник! Без них, понятно, с места не сдвинешься…
20.Не забывай о логических переходах от одной мысли к другой!
В крайнем случае пиши: «Рассмотрим также …», «Обратимся теперь …» «Нельзя не упомянуть о …» и т. д. Это лучше, чем ни с того ни с сего перескакивать, например, от Фамусова к Скалозубу, от Коровьева к Азазелло, от одного стихотворения к другому.
ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ
1. Программы и указания для поступающих в Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М.,1993.
2. Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1993.
3. Эсалнек А. Я. Основы изучения литературы. В помощь абитуриенту и школьнику. М., 1998.
4. Полтавец Е. Ю. Как писать сочинение. М., 1998 и др. издания.
5. Серия книг «Перечитывая классику» издательства МГУ.