Текст: Михаил Визель, для RBTH.com
Фото: www.kino-teatr.ru
Недавний уход Евгения Евтушенко не только подвел окончательную черту под поколением поэтов-шестидесятников, но и естественным образом вывел «последнего стадионного поэта» в центр медийного внимания. Но горечь недавней утраты не должна заслонять юбилея другого поэта, боль от смерти которого за семь прошедших лет хоть и успела притихнуть, но не исчезла: 10 апреля, в тот самый день, когда в переделкинской церкви отпевают Евтушенко, могло бы исполниться
80 лет Белле Ахмадулиной. Без преувеличения — самому нетипичному и самому любимому поэту-шестидесятнику.
То, что ее имя постоянно упоминается в одном ряду с именами Евгения Евтушенко (ее первого, «студенческого» мужа, к слову сказать), Андрея Вознесенского и Роберта Рождественского, в равной степени неизбежно и несправедливо. Неизбежно — потому что Белла действительно смолоду принимала участие в легендарных «поэтических вечерах в Политехническом музее» и еще более легендарных стадионных концертах в «Лужниках» (хотя впоследствии предпочитала узкий круг «Метрополя»); несправедливо — потому что, в отличие от Евтушенко, которого без иронии можно назвать «поэтом-гражданином»,
Ахмадулина всегда оставалась поэтом лирическим, живущим в мире не гражданского пафоса, а высоких, можно сказать — оперных страстей.
Не случайно она и внешне, сценической величественностью и полной бытовой незащищенностью, напоминала оперную примадонну fin-de-siècle. За это «простые советские граждане», включая и озабоченных дачами и дубленками советских писателей, смотрели на нее с недоумением и восхищением — о чем свидетельствуют и воспоминания современников, и, уже сейчас, мемуары ее последнего мужа и интервью ее дочери Елизаветы Кулиевой (внучки, по отцу, классика одной из кавказских литератур) — дамы вполне земной и материальной, работающей в рекламном бизнесе.
У всех, кто с ней соприкасался или хотя бы видел на сцене, возникало ощущение, что
в этой «советской аристократке», дочке замминистра «силового блока» и переводчицы ООН (что вероятнее всего значило — агента КГБ), внучатой племяннице личного друга Ленина, похороненного у Кремлёвский стены, воскрес дух Серебряного века, княгинь — сестер милосердия, и генеральских дочерей, шедших в народ.
И напряженные, сразу врезающиеся в память лирические стихи, в которых мелькают персонажи ушедших эпох и отголоски ушедших чувств, — естественное проявление этого духа. А не сознательно выстроенная поза или «игра в декаданс», как у многочисленных «ахматовок» и «цветаевок».
Она была, а не казалась. Этот «секрет успеха» очень прост. Но как же мало людей, даже творческих, способны его открыть!
Why Bella Akhmadulina was so beloved in the USSR - RBTH.com, 10.04.2017
Ссылки по теме:
«Белла. Встречи вослед» — 10.04.2017
10 апреля 1937 родилась Белла Ахмадулина — 10.04.2017
Промельк гениальности. Мессерер об Ахмадулиной — 05.11.2016
Белла Ахмадулина в «Тайном окне» — 29.04.2016
Ахмадулина — 2015 — 10.04.2015