Текст: Антон Валагин/РГ
Фото: детивкраснодаре
Лауреат конкурса «Книгуру», писатель-натуралист Станислав Востоков представил на «Красной площади» автобиографическую книгу «Брат-юннат» — о том, как начал работать с животными, переписывался с кумиром своего детства Джеральдом Дарреллом и ловил капуцина.
— Я родился в Ташкенте и в детстве много читал, особенно английского писателя Даррелла. Начитавшись, решил работать с животными в зоопарке: либо в английском зоопарке, либо в ташкентском. Ташкентский был поближе, потому я пошел туда, — рассказал Востоков. — У нас, как и в любом другом зоопарке, часто убегали животные. Из обезьянника однажды убежал капуцин — это такая африканская обезьяна, у которой хвост как еще одна лапа. Его никто не мог поймать.
Помимо чтения Даррелла, юный Востоков смотрел «В мире животных», где как раз рассказали о ловле обезьян народным африканским способом. Надо взять сушеную тыкву, калебас, сделать в нем отверстие, а внутрь поместить фрукт размером больше дыры. Обезьяна засунет лапу, схватит приманку, а вытянуть не сможет. И отпустить будет жалко — так и попадется.
Востоков сделал все по правилам, только африканских фруктов в Ташкенте не было, а яблоки капуцин за лакомство не признавал. Скормив обезьянке мешок яблок, юный натуралист убедил ее, что это достойный внимания плод, но поймали капуцина без экзотики — он захотел пить и сам пришел в клетку, где стояла миска с водой. И клетку закрыли.
— Фламинго в Ташкентском зоопарке были цвета земли, потому что зоопарк был бедным и с водой там было не очень хорошо. Зато когда шел дождь, они были розовые. Одному потерявшему ногу фламинго мы сделали протез вместо ноги, деревяшку с крышкой. Позже фотографию этого фламинго с протезом я послал в английский зоопарк — там не поверили, что такое вообще возможно.
Востоков продолжил читать Даррелла, а у того в каждой книге есть приписка: если вам понравилось, напишите мне. Наш юннат и написал: чем могу помочь сохранить животных? Пришлите 15 фунтов, был ответ. Востоков фунтов в глаза не видел, но изъявил готовность приехать с ведром и тряпкой. Так он переписывался с зоопарком в Джерси пять лет и в конце концов его туда пригласили — даже без фунтов, ведра и тряпки.