Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Сергей Михеев/РГ
Над площадью сгустились тучи, стал накрапывать дождь. Было ощущение, что сама природа скорбит, вспоминая талантливого режиссера и гениального человека Юрия Петровича Любимова. На сцену под звуки полонеза из польской сцены знаменитого любимовского «Бориса Годунова» выходят артисты ансамбля Дмитрия Покровского. И тут же строки Пушкина в исполнении актера Театра имени Вахтангова Сергея Епишева:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит…
Так на главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь» началась «Песнь песней Юрия Любимова».
— Пушкин писал: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное», — продолжает Сергей Епишев, а артисты ансамбля подхватывают: «Годунов» — это народная драма… Любимову было ясно, что надо идти от народных традиций, от ритуала… Юрий Петрович говорил о музыке к «Борису» с Альфредом Шнитке. Но композитор сказал: «Тут я не нужен, я познакомлю вас с Димой Покровским».
Так началась многолетняя дружба и совместная работа Юрия Любимова и Дмитрия Покровского. А в 1998 году по инициативе Юрия Петровича «Ансамбль Дмитрия Покровского» получил статус Творческой мастерской режиссера при Театре на Таганке.
На большом экране — кадры из спектакля «Борис Годунов», на сцене артисты поют а капелла. Дождь продолжается, но свободных мест в зрительном зале с каждым аккордом становится все меньше. Вот и не верь после этого в магическую силу театра.
Слева бесы, справа бесы, нет, по новой мне налей!
Эти — с нар, а те — из кресел, — не поймешь, какие злей.
И куда, в какие дали, на какой еще маршрут
Нас с тобою эти врали по этапу поведут!
Читает Сергей Епишев, а у него за спиной на экране «бесы» кружат на сцене Театра на Таганке. Раздается колокольный звон…
— Музыкальная притча Юрия Любимова «Доктор Живаго» по мотивам романа Пастернака и поэзии Блока, Мандельштама и Пушкина превратилась в эпическое многоцветное полотно, — рассказывают артисты ансамбля Дмитрия Покровского. — Потрясающая музыка Альфреда Шнитке скрепляет все разнородные элементы спектакля. Это спектакль, размышляющий о Боге и дьяволе, о любви и ненависти, о жизни и смерти. О смерти не только физической, но и духовной, что, безусловно, страшнее. О смерти человеческого в человеке.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
Снова колокольный звон, и на сцену вышли «Двенадцать». Сергей Епишев напоминает всем хорошо знакомые строки:
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
А хор тем временем начинает тихо петь, а потом все громче и громче: «Свеча горела на столе, свеча горела…»
Чтобы ни происходило в жизни, какие бы испытания ни выпадали человеку, все всегда подчиняется одной всепобеждающей силе — силе любви.
И снова на сцене Сергей Епишев:
Эрос, бог всепобеждающий,
Бог любви, ты над великими
Торжествуешь, а потом…
…Ни единый в смертном племени,
Ни единый из богов,
Смерти чуждых, не спасается,
Но страдают и безумствуют
Побежденные тобой.
Ссылки по теме: