САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Песнь песней Юрия Любимова» прозвучала у Кремля

На «Красной площади» отметили 100-летие создателя Театра на Таганке

любимов красная площадь
любимов красная площадь

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: Сергей Михеев/РГ

Над площадью сгустились тучи, стал накрапывать дождь. Было ощущение, что сама природа скорбит, вспоминая талантливого режиссера и гениального человека Юрия Петровича Любимова. На сцену под звуки полонеза из польской сцены знаменитого любимовского «Бориса Годунова» выходят артисты ансамбля Дмитрия Покровского. И тут же строки Пушкина в исполнении актера Театра имени Вахтангова Сергея Епишева:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…

Так на главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь» началась «Песнь песней Юрия Любимова».

— Пушкин писал: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное», — продолжает Сергей Епишев, а артисты ансамбля подхватывают: «Годунов» — это народная драма… Любимову было ясно, что надо идти от народных традиций, от ритуала… Юрий Петрович говорил о музыке к «Борису» с Альфредом Шнитке. Но композитор сказал: «Тут я не нужен, я познакомлю вас с Димой Покровским».


Так началась многолетняя дружба и совместная работа Юрия Любимова и Дмитрия Покровского. А в 1998 году по инициативе Юрия Петровича «Ансамбль Дмитрия Покровского» получил статус Творческой мастерской режиссера при Театре на Таганке.


На большом экране — кадры из спектакля «Борис Годунов», на сцене артисты поют а капелла. Дождь продолжается, но свободных мест в зрительном зале с каждым аккордом становится все меньше. Вот и не верь после этого в магическую силу театра.

Слева бесы, справа бесы, нет, по новой мне налей!

Эти с нар, а те из кресел, не поймешь, какие злей.

И куда, в какие дали, на какой еще маршрут

Нас с тобою эти врали по этапу поведут!

Читает Сергей Епишев, а у него за спиной на экране «бесы» кружат на сцене Театра на Таганке. Раздается колокольный звон…

— Музыкальная притча Юрия Любимова «Доктор Живаго» по мотивам романа Пастернака и поэзии Блока, Мандельштама и Пушкина превратилась в эпическое многоцветное полотно, — рассказывают артисты ансамбля Дмитрия Покровского. — Потрясающая музыка Альфреда Шнитке скрепляет все разнородные элементы спектакля. Это спектакль, размышляющий о Боге и дьяволе, о любви и ненависти, о жизни и смерти. О смерти не только физической, но и духовной, что, безусловно, страшнее. О смерти человеческого в человеке.

И лес раздет и непокрыт,

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

Снова колокольный звон, и на сцену вышли «Двенадцать». Сергей Епишев напоминает всем хорошо знакомые строки:

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

А хор тем временем начинает тихо петь, а потом все громче и громче: «Свеча горела на столе, свеча горела…»

Чтобы ни происходило в жизни, какие бы испытания ни выпадали человеку, все всегда подчиняется одной всепобеждающей силе — силе любви.

И снова на сцене Сергей Епишев:

Эрос, бог всепобеждающий,

Бог любви, ты над великими

Торжествуешь, а потом…

…Ни единый в смертном племени,

Ни единый из богов,

Смерти чуждых, не спасается,

Но страдают и безумствуют

Побежденные тобой.

Ссылки по теме:

История в секретных дневниках

«Красная площадь». Самое главное