САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Развлекая — учить. Увлекательные пособия по истории, физике…

Перед началом нового учебного года — шесть книг в модном ныне жанре «эдьютейнмента»… и еще одна в не пойми каком жанре

Текст: Фёдор Косичкин

Федор Косичкин
Перед началом нового года издательство «МИФ детство» (импринт делового издательства «Манн, Иванов и Фербер») запустило программу «Политех» - при поддержке, как нетрудно догадаться, Политехнического музея. Смысл ее тоже очевиден: самостоятельно готовить и печатать книги одновременно увлекательные и познавательные. Что проще сформулировать, чем сделать. «Первой ласточкой» новой программы стала книга «Алиса в стране наук». Хочется надеяться, что МИФ и Политехнический музей готовят и другие образчики сложного жанра «эдьютейнмент», то есть «обучение через развлечение». Но и конкуренты (увы, не столь многочисленные) не дремлют.
1alice-big

1. Дмитрий Баюк, Татьяна Виноградова, Константин Кноп. «Алиса в стране наук». — М.: МИФ Детство, 2017

Трое ученых в разных областях (физик, математик, биолог) решили «воспользоваться» давешней любимицей англоманствующей советской (а теперь уже и постсоветской) интеллигенции, чтобы поставить полтора десятка неожиданных вопросов. До какого предела может уменьшаться и увеличиваться Алиса, оставаясь при этом самой собой — то есть разумным или хотя бы просто живым существом? При каких условиях может на самом деле состояться безумное чаепитие? Почему улыбающееся лицо кажется нам более красивым? (И кошачья морда тоже.) Как можно нарисовать множество? Каждый из авторов дает на эти вопросы ответы со своей точки зрения — точнее, с точки зрения своей науки. Порою они дополняют друг друга, а порой просто диву даешься, насколько по-разному видят мир разные ученые! Впрочем, это тоже входит в задачу книги, придуманной «по следам» одноимённой выставки Политехнического музея.

imagine

2. Дэвид Дж. Смит, Стив Адамс. «Представь себе. Новый взгляд на гигантские числа и необычные величины». / Пер. с англ. Татьяны Покидаевой. — М.: Пешком в историю, 2017

Авторы этой остроумной и красочной книги тоже попытались найти оригинальный подход, позволяющий наглядно представить отвлеченные вещи. Земля существует 4,5 миллиарда лет. Ну и что? А то, что если представить себе эту историю в виде двухчасового фильма, то люди появятся в этом фильме лишь на последней секунде. А если в виде календарного года, то 20 февраля появятся океаны и атмосфера, 18 декабря — птицы, а первые млекопитающие — к 22 декабря. Так же наглядно отображены события мировой истории, баланс источников энергии и многого другого, очень любопытного и взрослому человеку. Но не обошлось без трудностей локализации. Млечный Путь в тексте удачно сравнивается с Рязанской областью, а не с равным ей по размеру американским штатом; но картинки не перерисуешь, и поэтому Земля сравнивается с бейсбольным мячом — чей размер заведомо известен любому жителю любого американского штата, но столь же заведомо неизвестен жителю Рязанской области.

война микробов

3. Флоранс Пино, Стефан Киель. «Тайная война микробов» / Пер. с франц. Михаила Хачатурова. — М.: Пешком в историю, 2016

В этой книге, в противоположность предыдущей, речь идет не о миллиардах лет и километров, а о секундах и микронах. А основная мысль сформулирована в первой же фразе: «Рядом с нами идет ожесточённая война. Нам она не видна, поскольку бойцы ее бесконечно малы, однако каждое мгновение эскадроны микробов вторгаются в наш организм вместе с воздухом, которым мы дышим, водой, которую мы пьем, и пищей, которую мы едим». А затем на протяжении всей книги авторы объясняют, кто такие (или что такое) бактерии, микробы, вирусы и как от всей этой гадости обороняться (и от всех ли нужно обороняться?). Наверно, специалисты-микробиологи могли бы поморщиться по поводу слишком больших обобщений и упрощений, но для «младшего и среднего школьного возраста», к которому апеллируют издатели, она совсем не так проста. Впрочем, те, кому рановато читать про антитела и макрофагов, могут просто полюбоваться на иллюстрации, на которых герои книги напоминают абстрактные картины.

война микробов 2
zachem

4. Анна Руни. «Зачем нам нужны антибиотики?» / Пер. с англ. Анастасии Басовой. — СПб.: Питер, 2017

А вот в этой книге микробы и бактерии, наоборот, выглядят настоящими злодеями из кинофэнтези — с когтями, клыками и злыми глазами. Да и вообще вся книга отрисована в грубоватой мультяшной стилистике и написана так же прямолинейно, с шутками в духе телешоу. Впрочем, надо признать, что для внятного и откровенного объяснения довольно сложных и, прямо сказать, грустных предметов, которым эта книга посвящена (таким, как смерть рожениц оттого, что акушеры не мыли руки), подобная стилистика вполне подходит.

zachem2
ловушки-big

5. Паскаль Эделин, Бенджамен Стриклер. «Ловушки истории. Обучающая книга-игра» / Пер. с французского Дарьи Белозёровой. — М.: МИФ Детство, 2017

Эта книга, как и обещает название, — игра-квест. В ее основе — десять разворотных картинок, на каждой из которых изображена та или иная историческая сценка: осада китайского города монголами, мастерская Леонардо, лаборатория Луи Пастера и т. д. И в каждой картинке присутствуют анахронизмы. Некоторые из них совершенно очевидны и даже комичны (современный ветряной электрогенератор среди монгольских юрт), другие, наоборот, совсем не очевидны: не так просто сейчас сообразить, что в лаборатории Пастера не было вытяжного шкафа! Последняя сценка — встреча вернувшихся с Луны американских астронавтов. В выходящей на русском языке книге триумф космической эпохи хотелось бы видеть воплощенным в другой сценке, но увы — опять трудности перевода.

наша эра 1

6. Тамара Эйдельман, иллюстрации Анны Ритум. «Наша эра: История России в картах». — М.: Пешком в историю, 2016

А вот здесь «трудностей перевода» не может быть по определению. Книга написана на русском языке, и написана преподавателем истории, Заслуженным учителем России. На тридцати красочных картах «с выносками» она спокойно и по возможности беспристрастно рассказывает в сжатом виде о событиях, происходивших на огромных пространствах Восточной Европы с VIII века по 1991 год, от варягов и княгини Ольги до «Гражданской обороны» и Бориса Ельцина. Картинки сложны и требуют долго разглядывания. Ну так и предмет не то чтобы очень прост.

Москва - Третий Рим

20170824_142319

Алекс Шарп. «Атлантиада. Т. 1. Последняя тайна Македонского. Т. 2. Разгадка тайны Македонского». — М.: Алдоор, 2017

Эти два почти трехсотстраничных тома размером А4, напечатанных на кремовой бумаге, с полноцветными разворотными иллюстрациями — дебют издательства, видимо, специально для издания этого опуса и созданного. Принцип организации текста прост. В начале читателю сообщается, что жена пропавшего в Египтe археолога срочно вылетает с дочками в Каир на его поиски, там к этим дочкам — их зовут Керри и Ева - попадает в руки волшебная книга, на страницу с загадочными письменами падает лунный свет… и вот уже сестры отправляются галопом по эпохам, от Рамзеса Великого до Шампольона. Потусовавшись по пути с Птолемеем, Клеопатрой, Героном, апостолом Марком, заскочив в Багдад и наконец найдя своего отца в развалинах Фив. И получая периодически в этой же книге подсказки от того самого Алекса Шарпа, который числится автором.

О какой-то психологии героев и повествовательных пружинах в данном случае говорить не приходится: каждая глава — просто «оживляж» той или иной исторической эпохи. Марк Антоний или Екатерина Александрийская выходят из левой кулисы, говорят то, что им положено сказать, и удаляются в правую кулису. Хочется надеяться по крайней мере на историческую достоверность — но и тут серьёзно настораживает зацикленность на тайнах атлантов, Божественном языке, на котором Господь разговаривал с Адамом в раю, и мифической книге Еноха, на этом языке написанной. После успеха Дэна Брауна общие места конспирологии, подаваемые при этом как сенсация, перестали считаться чем-то предосудительным в массовой литературе — но в книге, ориентированной на подростковую аудиторию, они встречаются впервые.