САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Время Березовского: портрет девяностых

Под занавес заключительного дня ярмарки Нон/Фикшн состоялась презентация мультимедийного проекта «Время Березовского»

презентация-книги-Время-Березовского
презентация-книги-Время-Березовского

Текст и фото: Сергей Алексеенко

Время Березовского

Мультимедийность проекта «Время Березовского» заключается в том, что помимо одноименной книги Петра Авена свет увидит особым образом адаптированная аудиокнига, а также 10-серийный документальный фильм. 

Презентация получилась тоже мультиплатформенной: один из участников, писатель и один из ближайших друзей Березовского, Юлий Дубов общался с публикой через скайп из Лондона. А сам Петр Авен не явился на мероприятие вовсе. Конечно, определенной доли остроты презентация из-за этого лишилась, но интересной быть не перестала. 

Более того, вынужденный формат встречи без автора совпал с устройством самой книги, составленной из подробных интервью с людьми, в разное время знавшими Бориса Абрамовича. 

То же продолжилось и в зале. Владимир Познер поделился историей своего знакомства с Березовским (дело было в США в 1993 году). Продюсер проекта, Анатолий Голубовский, рассказал о своем наблюдении: все интервьюируемые (а среди них было немало недоброжелателей!) непременно говорили с улыбкой.

Юлий Дубов дал общую характеристику проекта.


Жанр он определил как «селфи с Березовским»


— все собеседники Петра Авена невольно рассказывали не столько о Березовском, сколько о самих себе. 

Так что сложился не портрет отдельно взятого человека, но «портрет времени — безумных и счастливых девяностых годов». 

А тем, кому интересен все-таки человек, Юлий посоветовал трехтомник «Искусство невозможного», собранный Юрием Фельштинским из всех письменных и публичных заявлений Березовского.

И таких в зале было много. Собравшиеся на презентацию люди больше всего хотели знать как раз о Березовском-человеке: вспоминал ли он об отце, с какими чувствами писал свое знаменитое покаянное письмо и — Нон/Фикшн обязывает! — какие книги читал. На последний вопрос ответ нашелся у Юлия Дубова: «Если Борис влюблялся в какую-то книгу, то он выписывал ее ящиками и преследовал всех своих знакомых с требованием ее прочесть». 

Так было, по воспоминаниям писателя, с «Элементарной частицей» Мишеля Уэльбека и «Даниэлем Штайном, переводчиком» Людмилы Улицкой

В финале встречи был показан тизер грядущего документального сериала, и на экране наконец возник центральный персонаж всей этой истории. 

Фикшн, нон-фикшн и «не пойми что»: 25 книг на Нон/Фикшн №19