Текст: Игорь Шумейко *
Фото с сайтов khamovniki.ru и www.rospisatel.ru
15 февраля в Центральном доме литераторов на Большой Никитской XV съезд Союза писателей России выбирал нового председателя правления. Всех участников, независимо от занятой стороны в предстоящей выборной борьбе, объединяло ощущение окончания большой Эпохи. И, пожалуй, общее к ней отношение: «Что пройдет, то будет мило» (А. С. Пушкин).
Писатели постарше, обозначая всю меру трудностей, выпавших на период правления Валерия Николаевича Ганичева (1994—2018), ярко живописали контраст с предшествовавшими годами: внимание общества, поддержка государства. Тем, кто помладше, воображение и вера (старшим коллегам) помогали представить положение советского писателя, когда председатель правления СП СССР по статусу был равен министру.
Сейчас это трудно представить — но Союз писателей России сохранился как авторитетная организация, отметили в своих приветствиях съезду министр культуры Владимир Мединский, министр иностранных дел Сергей Лавров, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. У представлявшего Администрацию президента советника президента РФ Владимира Ильича Толстого, кроме приветствий, была задача практическая: обрисовать видение возможного нового будущего СПР, нового уровня отношений с властью. А вот представлять кандидата в председатели правления, который, по его мнению, успешно реализовал бы эту линию, ему не пришлось — имя Сергея Шаргунова уже «витало в кулуарах». Несколько известных писателей, региональных организаций, в т. ч. Алтайская, выступили его горячими сторонниками, что с запасом обеспечило съезду драматическую напряженность, эмоции и споры, начиная с процедурных пунктов.
Первым же кандидатом был Николай Иванов, нынешний и. о. председателя правления Союза, всё последнее время «тянувший лямку» практического руководства в связи с болезнью 84-летнего Ганичева. Николаю Федоровичу есть откуда черпать писательский опыт: за плечами 62-летнего военного журналиста — афганская кампания, четырехмесячный чеченский плен, а сейчас он служит в налоговой полиции в чине полковника (!). Именно он подвел к завершению филигранную операцию: капитальный ремонт великолепного здания Союза (Комсомольский просп., 13) — без отселения (грозящего утратой «лакомого» особняка).
37-летний Сергей Шаргунов — депутат Госдумы, энергичен, известен, «вхож в коридоры власти», только что стал лауреатом «Большой книги». Николай Иванов - талантливый организатор, надежен и, главное, — проверен.
Но не сказать, что все выступления сводились к обсуждению pro et contra по этим персонам: обрисовывалось общее положение в литературно-книжном мире. Канта Ибрагимов вспоминал, как в Чечне принимали Сергея Михалкова — «высокого, импозантного, настоящего министра», и привел справку: сегодня в Китае есть официальные категории писателей, и писатель 1-й категории приравнен к академику. По теме выбора: Шаргунову будет тяжело, нужен Иванов.
Александр Проханов в своем стиле расчертил поле «90-х», когда КГБ, партия разбежались или притихли и только писатели забаррикадировались на Комсомольском, 13, стали точкой сопротивления. «Государство должно вернуться в литературу. За Шаргунова!»
Станислав Куняев: «Молодость — не минус, говорю по своему опыту 1970-х. За Шаргунова!»
Сергей Дмитриев (главред издательства «Вече») — единственный, кто «держал зал», даже не коснувшись персон и выборов. Со своей «статистической базой» (1000 книг в год) он мог уверенно обрисовать все реальные издательские, книготорговые тенденции: «Электронная книга НЕ вредит, а помогает продвижению бумажной. Издательская комиссия СПР — необходимый рычаг отрезанным регионалам. Ориентир упорядоченного будущего: «Личный кабинет писателя», где каждый может видеть движение своих книг до экземпляра»…
Владимир Толстой заметил, что наблюдал уже много писательских съездов, и каждый раз была надежда, что вот этот станет поворотным. Но тщетно. Так и нынешний, скорее всего, станет обычным очередным съездом. А СПР сейчас остро нужен лидер — популярный, харизматичный…
Один из сторонников Шаргунова и знаток процедур подсчитал: зарегистрировано 166 делегатов. Даже если Шаргунов сегодня не победит, но наберет хотя бы 55 голосов — это будет значить, что не изберут и Иванова. Формально председателем останется Ганичев, и съезд должен будет продолжиться второй день. Если нужно, и третий, и далее.
Тут вспомнились выборы Папы Римского, когда толпы, собравшиеся вокруг Сикстинской капеллы, наблюдают за дымом из труб: черный — значит конклав еще спорит, выбирает. Белый дым: новый Папа избран! Представились толпы на Большой Никитской, следящие за трубами над рестораном ЦДЛ…
Однако на шестом часу работы съезда собравшиеся писатели узнали, что участь ватиканских туристов, «ждунов» им не грозит. Председатель счетной комиссии Борис Орлов объявил: За Иванова — 132 голоса. За Шаргунова — 28. Новый председатель правления СПР избран!
Справка:
Союз писателей России образовался в 1991 году после распада Союза писателей СССР на несколько независимых организаций и является крупнейшей из них. В 2017 году он состоял из 91 региональной организации и объединял около 8 тысяч человек.
* Игорь Шумейко -
историк, публицист, писатель. Член Союза писателей России.