Текст: Роман Сенчин
Фото: Владислав Бурнашев
В Екатеринбурге есть Ельцин-центр, а при нем — театральная платформа, названная без затей «В Центре». На днях там прошла очередная премьера: спектакль «Летели качели» по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика, победителя драматургических фестивалей «Любимовка» и «Ремарка», лауреата премии «Евразия». Постановка оказалась неожиданной и смелой.
Вообще «В Центре» любят эксперименты. Здесь нет привычного театрального пространства — сцены, зрительного зала, кулис, рампы. По сути, это квадратное помещение с несколькими колоннами, которое видоизменяется от спектакля к спектаклю. Например, в «Войне, которой не было» (созданной по дневниковым записям Полины Жеребцовой) это разбомбленная квартира в Грозном, пол которой усыпан оплавленными осколками кирпича; в «Колымских рассказах» (композиции по рассказам Варлама Шаламова) зритель оказывается словно бы на сторожевой вышке и смотрит внутрь лагерного барака, стоящего посреди заснеженной тундры; в вербатиме «Сны Екатеринбурга» актеры существуют на ночных улицах города…
Обстановка «Летели качели» напоминает квартирник — расставленные вроде как беспорядочно стулья, перед которыми белая ширма, символизирующая стену (которая временами превращается в киноэкран).
Автору пьесы, режиссеру спектакля Семёну Серзину, большинству актеров тридцать или немного за тридцать. По сути, они создали произведение если не о себе, то о своих сверстниках.
Главный герой спектакля Стас (его роль исполняет Дмитрий Зимин) — «рыхлый мужчина за тридцать пять». У него жена (Екатерина Соколова), двое детей; он работает на заводе штамповщиком. Вроде бы взрослая, устоявшаяся жизнь. Но в душе, да и во многих своих проявлениях, в речах, Стас всё тот же подросток, что когда-то попал в лабиринт песен Егора Летова и не может (хотя порой хочет) из этого лабиринта выбраться.
Тянет написать, что «Летели качели» - о потерянном поколении. Нет, на самом деле
нет здесь никакого поколения, а есть осколочки того поколения, что когда-то восприняло Егора Летова чуть ли не как мессию.
Его песни толкали действовать, менять жизнь, по крайней мере протестовать, вплоть до ухода из этого мира. «Покончить с собой, если всерьез воспринимать этот мир…»
Одни покончили, другие — большинство — повзрослели и остепенились, а третьи существуют подобно Стасу.
Но внешне Стас существует как большинство. Носит в себе те давние песни, отводя душу в редких встречах с другом юности Андреем (Игорь Кожевин), который тоже вырос на песнях Летова и остался в их лабиринте. Андрей даже имя изменил, став Егором. Хотя уже тяготится этим, чувствуя раздвоенность — все его называют «Егор, который Андрей»…
С женой у Стаса не клеится — она действительно взрослая, у нее взрослые заботы, - и он находит в соцсетях шестнадцатилетнюю Ксению (Анастасия Каткова). Присылает свои старые фото, где он молодой и наверняка оригинально одетый, советует слушать песни Летова, пишет о нем… Когда они встречаются в реальной жизни, Ксения разочарована Стасом: «Ты толстый». Он оправдывается: «Ну и что? Егор Летов тоже под конец таким стал. Это нормально. Это возраст».
Да, возраст.
Спектакль действительно про возраст.
В последние годы очень часто произносят на разные лады: «У того, кто в молодости не был революционером, — нет сердца. У того, кто в зрелости не стал консерватором, — нет мозгов». Конечно, в этой фразе есть доля правды, но ею можно припечатать любого, кто годам к двадцати пяти не вписался в общепринятые рамки жизни.
Герой спектакля находится в некоем промежуточном состоянии, драматичном и одновременно смешном.
Помню, в Москве возле здания «Известий» я часто в начале нулевых встречал человека лет сорока в косухе, кожаных (или, скорее, из кожзаменителя) штанах, с длинными волосами. Судя по всему, это был поклонник тяжелого рока. И я видел его за одним и тем же занятием — он катил тележку с пачками пестрой бесплатной газеты. Меня каждый раз поражала эта нестыковка: наряд и род деятельности. Поражала до горького комка в горле. Тот же комок то и дело появлялся во время спектакля «Летели качели».
Там есть такой персонаж — Тип (актер и лидер рок-группы «Курара» Олег Ягодин) — по виду опустившийся алкаш, клянчащий глоток водки или коньяку у посетителей кафе. Прислушавшись к разговору Стаса и Андрея-Егора, он говорит: «Я такой же был, как и ты, мужик. Имя, правда, не менял, столько дурости у меня не нашлось, но волосы растил и направо зачесывал, очки сам гуашью закрашивал… Короче, мужик, косуха моя тоже в прошлом осталась. Как и кеды. И все эти дела с булавками и значками. У всех всё одно и то же».
На Стаса и Андрея-Егора этот их собрат по прошлому, а теперь алкаш и попрошайка, производит сильное впечатление. Андрей-Егор вскоре пытается стать другим человеком, но вместо этого оказывается в психбольнице.
Стас, судя по всему, не обладает творческим даром. Не сочиняет песни, не пишет прозу, не рисует картин. Да и те песни, на которых вырос, не слушает — он и так все их помнит наизусть и постоянно прокручивает в голове. У него нет четкого отношения к миру, нет идеи, пресловутого мировоззрения. В финальном монологе он признается:
«Одно время я считал, что Летов — это мой учитель. Но чему я, в конце концов, научился? Как не понимал ничего, так и продолжаю не понимать. А иллюзия того, что я что-то такое взял и держу, какое-то знамя тотального прозрения, давно уже выветрилась. Осталась, наверное, любовь. Уже просто к человеку. Хотя что это был за человек? Вряд ли кто-нибудь сможет утверждать, что знает. Страшный ли, великий ли, гениальный или же удачно таковым притворяющийся — я не знаю. Я про себя ничего толком сказать не могу, что уж говорить про Летова».
И, видимо, в надежде найти единомышленника, передать кому-нибудь часть того, что перекипает в нем, он забрасывает посланиями девочку Ксению. И она вольно или невольно становится его ученицей — и оказывается куда смелее, решительнее, честнее Стаса.
Не буду выступать в роли того, кто выдает концовку. Советую посмотреть спектакль или найти и прочитать пьесу Константина Стешика. Многие, уверен, увидят в главном герое черты самих себя, кто-то постарше поймет, чем до сих пор мучаются их великовозрастные дети, кого-то помладше, быть может, «Летели качели» уберегут от крайности, слишком сильного погружения в чью-либо философию.
С высоты (или из глубины) своего уже далеко не юного возраста я начинаю приходить к мысли, что лучше слушать попсовые песенки, читать забавные бессмысленные книжечки, затыкать уши, когда рядом звучат умные речи. Ведь мир не переделать. По существу, он все такой же, каким был тысячи лет назад. Современное общество живет по тем же законам, что и первобытное. Меняются мелочи, а фундамент все тот же. И все так же летят зловещие качели из песни Егора Летова, и скрипят: «Всё позабудется… всё образуется…»
СПРАВКА
Константин Стешик родился в 1979 году в городе Солигорске (Беларусь). С пьесой «Мужчина - Женщина - Пистолет» (опубликована в журнале «Современная драматургия») стал лауреатом Международной премии «Евразия-2005». В этом же году получил спецприз на международном конкурсе «Свободный Театр» с пьесой «Красная Шапочка». Один из победителей фестиваля-конкурса молодой драматургии «Любимовка-2006» с пьесой «Спасательные работы на берегу воображаемого моря». Пьеса «Время быть пеплом» является финалистом фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2012». Автор сценария фильма «Диалоги», летом 2013 года принимавшего участие в фестивале «Кинотавр». Спектакли по пьесам Стешика идут в театрах Тюмени, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга. Пьеса «Летели качели» заняла первое место на конкурсе «Ремарка-2017».