САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Лемур и арфа

В Амфитеатре фестиваля прошел концерт памяти Ильи Кормильцева «Прогулки по воде»

Текст: Андрей Васянин

Фото: из Инстаграма Kushnir Production

У площадки «Книгабайт» есть традиция - рассказывать не только об электронных байтах, но и баловать слушателей современными битами. В прошлом году здесь выступил электронщик Danny Kay, а Кирилл Немоляев c Игорем «Кэш» Лобановым читали рэп на презентации книги Кнышева «Корточки и цыпочки». На сей раз гвоздем музыкальной программы Книгабайта стал концерт памяти поэта Ильи Кормильцева, организованный совместно с агентством Kushnir Production и собравший на Малой сцене фестиваля молодые отечественные команды.

Прогулки по воде на Красной площади

Кормильцев был не только поэтом, издателем и переводчиком — но и аранжировщиком, продюсером. Олег Сакмаров, экс-музыкант «Аквариума», «Наутилуса», друг и коллега Кормильцева, вспоминает, что, работая над электронным проектом «Чужие» (тогда Олег с Ильей на несколько месяцев заперлись вдвоем в московской квартире Ильи), Кормильцев экспериментировал с электронным звуком, пробовал петь, играл на гитаре и варгане. Эта запись так и не вышла на диске — но она подтвердила, что стихи поэта «Наутилуса» ложатся на более сложную, чем маршевый рок 90-х, музыку.

Поэзия в этот вечер началась с арфы — Александр Болдачев, российский музыкант, живущий в Цюрихе, в сопровождении барабанов сыграл композицию из «Прогулок по воде», «Крыльев» и «Дыхания» — в аранжировках, оказавшихся не по-бутусовски хрупкими и лиричными. «Бриллиантовые дороги» в исполнении группы Amaria вышли, напротив, жесткими, с привкусом готики. Потом был и вовсе незнакомый широкой публике, заполнившей весь амфитеатр и прилегающие пространства, Кормильцев.

Молодая московская группа Shoo взяла в оборот практически неизвестные нам тексты, найденные в архиве поэта его вдовой. Например, «Прямо по курсу», стихотворение о любви и надежде («мы были наивными, славными мы делали все не по правилам, порой ошибались и падали, но волны наш курс исправили»), легло на рваный гитарный джаз-рок в сопровождении скрипок и фортепиано. «У моей души» — пронзительная любовная лирика и такой же вокал.

Олег Сакмаров в этот вечер вспоминал, как писали музыку вместе с Ильей. «Город братской любви», «Подводная» («хочу страх, печаль и боль бросить, словно соль волне»), Come down с того самого альбома «Чужие» он сыграл вместе с московской арт-роковой группой «Сон Лемура». В многоцветную звуковую палитру флейта Сакмарова добавила этнической мягкой силы.

…Илья Кормильцев удивился бы тому, что его стихи сегодня звучат около Мавзолея. Но время сглаживает углы и стирает грани.