САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Шесть чувств и нервы на пределе

Пушкинский день на Пушкинской площади завершился рэп-баттлом «аватаров» Пушкина и Маяковского

Ксюша Наполусогнутых
Ксюша Наполусогнутых

Текст: Андрей Васянин

Фото: инстаграм победительницы баттла Ксюши #Наполусогнутых

От Пушкина

до «Известий»

шагов двести.

Как раз

ему б

компания была,

но Пушкину

почти

не видать «Известий»,

мешают

писателю

чертовы купола.

А теперь попробуйте прочесть эти строки Маяковского под электронный бит — стопроцентный рэп получается, смысловой, крепкий, с идеальным люфтом в длине строк. Пушкинская строфа в новом ритме чувствует себя менее удобно — но зато на ее основе можно сымпровизировать, что-то переставив местами и добавив новые, современные слова и смыслы.

Этим и занимались вчера на Пушкинской площади Ксюша #Наполусогнутых, Kingsize, Серж Ант, Банкир, Садков, Майя, Yasya и Василий Теркин. Это разумеется, сценические псевдонимы ребят из фристайл-мастерской под руководством Льва Киселева, сошедшихся под самый занавес фестиваля на сцене перед Театром мюзикла. То был рэп-фристайл, вдохновлённый стихами Пушкина и Маяковского — на фоне здания «Известий», c которыми сотрудничал в 20-х Маяковский, и памятника Пушкину.

Школа Льва Re-pac Киселева существует с 2009 года, в нее записываются студенты и школьники, которых мастер, один из первых российских фристайлеров, учит рифмам, составным и ассонансным, учит навыкам чтения (в специфическом смысле этого слова), тренирует реакцию. Фристайл, то есть свободный стиль в рэпе, — это импровизация, сочинение речитатива на ходу на заранее заявленные темы, даже фразы. Вот, например, на такую: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Читаем!

Можно быть в теле и думать о деле

Это - шестью чувствами и нервами на пределе

И при этом неважно, из какого ты, дельный, класса,

Какие у тебя ногти и все обстоятельства

На сцене перед Театром - юный Василий Теркин (это, понятно, тоже псевдоним), он работает по заданным строкам из «Онегина», напротив него качается, ловя ритм, Ксюша #Наполусогнутых. Баттл, битва, в фристайл-рэпе — это соревнование в быстроте реакции, в соответствии теме, в рифмах, в умении мгновенно вернуть противнику его строку и завершить свою речёвку "панчлайном" - убийственной остротой. Приходит черед Ксюши, она отвечает Теркину по своей строке, уже из раннего Маяковского:

Все что он говорит о счастье это просто бред

Он не смог бы сыграть о любви на водосточной трубе

Он сыграл сейчас ноктюрн о том, что все жесть и все плохо

Несмотря на то, что он Пушкин — он чувствует себя лохом.

Фристайлеры на площади противостояли друг другу по парам, у одного участника была "для затравки" строфа Маяковского, у другого — Пушкина, и ребята сходились в однораундовых баттлах, атакуя друг друга импровизациями на «свои» строки. Жюри из московских поэтов Андрея Родионова, Сергея Васильева и екатеринбургского рэпера Наума Блика называло победителя, и он двигался дальше по поэтическо-турнирной сетке.

Финал баттла прошел в женском разряде: на сцене остались юные Yasia и все та же Ксюша #Наполусогнутых. Первая отрабатывала «Я помню чудное мгновенье», вторая яростно доказывала в микрофон, что «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно».

Рифмы были очень приблизительны, размеры вольны в пределах ритма, но ведь перед нами не поэты и даже не профессиональные рэперы с миллионными гонорарами, а московские школьники и студенты, через новые биты осваивающие классику — да еще и на ходу, в импровизации, имея секунды на подгонку слов под смыслы.

Мало кто знает, что Пушкин в свое время слышал нечто подобное.

Импровизатор из "Египетских ночей" имеет реального прототипа, гастролировавшего в Петербурге. Пушкин слышал его выступления и они произвели на него сильное впечатление:

 

Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно. Итак, для вас не существует ни труда, ни охлаждения, ни этого беспокойства, которое предшествует вдохновению?.. Удивительно, удивительно!..

 

Так что, вероятно, Александр Сергеевич, стоявший в тот вечер неподалеку, оценил бы усилия Ксении Семёновой (Ксюши #Наполусогнутых), победившей в баттле с такими строками:

Увидеть на небе звезду кому-то было нужно 

Значит, это необходимо было, чтоб душу мою обнаружить

Соберем жемчужины, ребята, мне помогите,

Раздадим их друг другу, пожалуйста, не уроните! 

И это был достойный финал книжного фестиваля.