САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Нон-фикшн соревнуется с фэнтези

Редактор и литературный агент рассказали, какие тренды преобладают в читательском, писательском и издательском мирах

nonfiction2018
nonfiction2018

Текст: Дарья Крутоголова

Фото: Сергей Михеев

На ярмарке Non/fiction прошла публичная беседа руководителя отдела современной литературы издательства «Эксмо» Ольги Аминовой и литературного агента Натальи Перовой. Участницы беседы рассказали, какие тренды преобладают сейчас в литературе и какие тенденции наблюдаются сразу в трех мирах: читательском, писательском и издательском.

Основной контингент людей читающих сейчас составляет поколение миллениалов (или поколение Y), и именно оно заправляет тем, что появляется на полках книжных магазинов, отметили Аминова и Перова. У миллениалов много отличий от поколений «оттепели» и «перестройки». Основные - им не с кем бороться и некому сопротивляться. «И это не является их недостатком, это только подчеркивает совершенно новое качество», - считает Ольга Аминова.

Исходя из этого, было бы странно наблюдать те же потребности в литературе, что и у людей, росших в совершенно иных условиях: «Пришло поколение, которое понимает, что литература - не единственный источник информации о современном мире, об окружающей среде. Есть столько возможностей - интернет, путешествия, игры. Им не нужно читать, чтобы узнать о том, что их окружает, они сталкиваются с этим сами». Поэтому все большую популярность набирает фантастическая литература и блестящие, сверкающие миры фэнтези, придуманные и созданные практически заново от и до.

Есть в этом и парадокс. Наряду с фэнтезийной литературой, огромные тиражи появляются в первую очередь у литературы нон-фикшн, литературы прикладной, но никак не художественной: «Совершенно безумные тиражи были, например, у опубликованных в печатном виде лекций по физике - я до сих в это поверить не могу!» - восклицает редактор.

Однако даже в лекциях по физике нет такого количества драмы, которое, как оказалось, требуется сейчас поколению Y.


«Благополучному со всех сторон поколению не хватает острых ощущений».


И правда, даже если взглянуть на рейтинги, безусловно, на всех первых местах литература, в которой есть трагедия. Ольга даже приводит в пример произведение Стейс Крамер, восемнадцатилетней девушки из Астрахани, «Пятьдесят дней до моего самоубийства». Казалось бы, даже само название должно отталкивать, но рейтинги и количество прочитавших убеждает в обратном.


В целом можно говорить о том, что сейчас очень популярна литература «для так и не повзрослевших взрослых»,


обретающая все новые и новые формы. Заявление не голословное: поколение визуалов вызвало всплеск так называемых литературных комиксов. «Даже Виктор Пелевин дал согласие на то, чтобы мою любимую у него книгу «Омон Ра» опубликовали в виде комикса», - подтверждает Аминова.

Ольга Аминова

Писателям в связи с этим иногда приходится довольно тяжело: чтобы заинтересовать читателя, надо видоизменять свои задумки и доводить их до такой литературной формы, которая могла бы привлечь даже к максимально серьезной теме массу людей: «Сейчас крайне популярна взаимосвязь исторического текста и беллетристического решения. Вспомним Гузель Яхину и ее роман «Зулейха открывает глаза»: тяжелая тема ГУЛАГа оплетена блестящим, облегченным сюжетным стилем повествования».

Впрочем, проблемы писателя завязаны не только на читателе. В современных реалиях очень тяжело, по словам редактора, найти свою звезду. Немаленькую и, к сожалению, не всегда позитивную роль в этом играют и издательства.

«Иногда приходится кричать: «Не снимайте книгу с продаж, она изменит мир!», когда у книги тираж около 1000 экземпляров. Их не продвигают, ведь это может не окупиться. Продвигают те книги, у которых тираж заведомо большой, но которые окупят это со стопроцентной точностью. И мы, таким образом, сами становимся теми, кто воспитывает человека, не способного читать», - печально заключает Анимова. Впрочем, практически сразу она заверяет в том, что для каждого издателя дело принципа - бороться за каждую книгу и ломать ситуацию, сложившуюся не только в читательской, но и в издательской среде.