САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Диетлэнд, который мы заслужили

Главный герой в сатирической гиперболе Сарей Уокер — сам феминизм

Текст: Елена Одинокова

Фото обложки с сайта eksmo.ru

Фото автора - Marion Ettlinger/www.saraiwalker.com

Красота - это страшная сила, но жир - сильнее. Перед нами роман молодой американской писательницы Сарей Уокер (Sarai Walker). Авторка не отрицает, что это женская версия «Бойцовского клуба». Герой Паланика борется с самим собой и с потребительским обществом, героиня Уокер - с собственным телом, депрессией и давлением стандартов, которые навязывает женщине современная цивилизация.

Все вы, конечно, помните старину Боба, в чьи сиськи утыкался герой «Бойцовского клуба». Вы помните эту группу солидарности мужчин, больных раком яичка. В «Диетлэнде» группа солидарности называется «Худой дозор». И в ней состоит Алисия Кеттл, более известная под кличкой Плам («Слива»), - очень полная женщина, мечтающая достичь совершенства. Она надеется, что соответствие силуэтам из глянцевых журналов поможет решить хотя бы часть ее проблем. Разумеется, Боб был тупым качком, а Плам - образованная современная женщина и хороший психолог, но ей от этого не легче, ведь «стальных яиц» у нее тоже нет. Зато у нее есть жир, который, как известно, является лучшим сырьем для изготовления нитроглицерина и подрыва устоев общества.

Прошло время бриджит джонс, мечтающих выйти замуж под чутким руководством маменьки. Героиня «Диетлэнда» не испытывает недостатка внимания со стороны мужчин - они не дают ей проходу на улице и отпускают вслед сальные шуточки, они пытаются ее снять, уверенные, что такая «страшная жируха» согласна на все. С детства ее травмировали зеваки с фотоаппаратами, которые бесцеремонно вторгались в ее личное пространство.

Ощущение себя человеком «второго сорта» преследует Плам всю жизнь, она даже готова на отчаянный шаг - резекцию желудка - но, к счастью, у нее пока не хватает денег. И если в бестселлерах прошлого лишний вес героини был только досадной помехой в поиске жениха, то здесь лишний вес заставляет героиню ненавидеть себя и окружающих, считать свою реальную жизнь ненастоящей. Плам, как и всякая христианка, готова терпеть лишения в этой, реальной жизни, уповая на мифическую «жизнь вечную», - которая начнется после похудания. Ведь когда-то в юности она сидела на «диете Баптистов» и дала «клятву баптистки». Она глотала «здоровое питание» как причастие и ждала чуда.

В начале книги у Плам нет своего голоса: она работает в глянцевом журнале для девушек и отвечает на письма, адресованные главреду - неувядающей Китти. Сотни тысяч писем девочек-подростков, которые ненавидят себя из-за своей внешности и ежедневно сталкиваются с бытовым насилием со стороны мужчин. Эти девочки терзают себя из-за любого отклонения от нормы, навязываемой тем же глянцевым журналом. Каждой из этих девочек Плам обязана помочь советом, при этом она сама отчаянно нуждается в помощи друга, психолога.

Ее мир ограничен маленькой квартиркой в центре Нью-Йорка, уютной кафешечкой подруги Кармен, где она отвечает на письма Китти, и редкими визитами в редакцию. Квартирку, кстати, предоставил дядя, почти бесплатно. Получает героиня мало, но на еду и одежду хватает. Деньги на операцию копятся медленно, но верно. Однако Плам глубоко несчастна. Любая русская женщина, которая считает деньги до зарплаты, сказала бы, что героиня просто бесится с жиру. Россиянки (в большинстве своем) еще не «доросли» до такого высокого уровня жизни, чтобы заниматься проблемами принятия себя, лукизма, мачизма, менсплейнинга, харассмента и т. д.

Сарей Уокер помогает осознать эти проблемы не в виде феминистской монографии, а в виде романа. Особенно остро в книге стоит проблема, которая волнует сейчас и российское общество: это оправдание насильников и убийц «распущенным» поведением жертвы и тем, что «родители ее плохо воспитали». Увлекшись иллюстрацией женских проблем, Уокер начисто забывает, что это художественная литература. Больше материала, больше агитации, больше шокирующих сцен! Ее роман распух от радикального феминизма больше, чем тело главной героини. Впрочем, российского читателя не удивишь романом о женском вопросе: он еще в школе штудировал «Что делать?» Да, Уокер — это тот же Чернышевский, с его четкими схемами действий и отсутствием красот стиля. Вера Павловна постоянно балует себя чаем со сливками, а Плам предпочитает кофе с пирожными. Это типичные героини-марионетки, выражающие набор идей автора. Душевные метания Плам жестко закреплены в пунктах методички.

Подобно герою Паланика, Плам сначала стремится соответствовать своему идеальному «второму я» - воображаемой худышке Алисии. Затем осознает недостатки Алисии и борется с ней. Толчком к переменам становится книга «Диетлэнд», которую написала Верена Баптист —наследница той самой секты Баптистов, которой клялась в верности Плам. Верена, в отличие от покойной матери, исповедует бодипозитив, она предлагает Плам «новую баптистскую диету» и деньги в виде компенсации за прошлые страдания. В ее коммуне Плам избавляется от невротических страхов и понимает, что ей не нужно соответствовать ожиданиям мужчин - тепло и поддержку она может получить у подруг и единомышленниц. Она осознает, что потеря веса равносильна потере самой себя. Феминистки помогают ей понять, что для счастья не обязательно соответствовать общественным стандартам, нести «бремя красоты», быть удобной для угнетателей.

В то время как Плам работает над собой и печет пирожные для всей коммуны, радикальные феминистки из организации «Дженнифер» убивают насильников и шовинистов. Феминистки заставляют редакторов мужских журналов публиковать фото обнаженных мужчин вместо красоток в бикини. Мужчинам это не нравится, патриархалки в ярости, но многие женщины испытывают радость от таких перемен. В «Диетлэнде», как и в «Бойцовском клубе», много действия. Но действие проходит мимо главной героини, Плам - скорее пассивный наблюдатель, как и любая женщина, которая смотрит новости на кухне. Да, она знакома с одной из террористок и ведет собственное «расследование». Но Плам не главный герой этой истории. Главный герой здесь - сам феминизм. Как бы ни пыталась Уокер вывести Плам из тени, прорыв не удался. Толстушка просто переселилась с одной кухни на другую. Сменила старые комплексы на новые, научилась ненавидеть мужчин. Вся ее борьба сводится к стычкам с уличными хамами и все той же переписке с девочками-подростками. Да, она «обрела свой голос», но этот голос мало кто слышит.

Создатели одноименного сериала поспешили смягчить роман Уокер, добавив «мужской взгляд» и введя положительных мужских персонажей, в частности, друга-афроамериканца вместо беременной подруги, которой Плам помогает в кафе. Теплые чувства Плам к детективу, который расследует дело феминисток, делают сериал привлекательным для массовой аудитории. Мол, есть в этой толстухе что-то человеческое, она не такая, как все эти террористки-лесбиянки. Сложно сказать, выиграл ли сериал от сценарных изысков Марти Ноксон.

Большинство читательниц мало знакомы с феминистской литературой и гендерными исследованиями, зато не скупятся на приобретение брошюрок под названием «Как похудеть за…». Гораздо полезнее было бы приобрести «Диетлэнд». Этот роман уже стал бестселлером, хотя в нем много идеологии, много полемики и мало собственно литературных достоинств.