САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

В «Будущем времени» фантаст должен быть биологом

В магазине «Республика» презентовали альманах «Будущее время», составленный по итогам одноименного конкурса фантастической литературы, и поговорили о бессмертии

В-магазине-«Республика»-сборник-рассказов-фантастики-презентовали-«Будущее-время»0
В-магазине-«Республика»-сборник-рассказов-фантастики-презентовали-«Будущее-время»0

Текст: Андрей Васянин

Фото предоставлены благотворительным фондом «Система»

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Андрей Васянин

В издательстве «Рипол классик» вышел сборник «Будущее время» - так благотворительный фонд «Система» продолжил свой начатый в прошлом году проект по поддержке отечественной фантастики.


В сборник вошли шесть лучших рассказов из шорт-листа запущенного при поддержке «Системы» конкурса «Будущее время»,


об итогах которого писал наш сайт.

Темой первого сезона конкурса, призванного перезагрузить отечественную научную фантастику, стало «Бессмертие». Как объяснил гостям презентации, собравшимся в зале магазина «Республика» на Воздвиженке, литературный критик и один из организаторов конкурса, шеф-редактор сайта «Горький» Константин Мильчин, список тем авторам не предлагался. Тема 2018 года была одна – бессмертие. Так вышло и с презентацией: планировалось, что темой разговора будет «Сценарии будущего и бессмертие» - но разговор у собравшихся в «Республике» лучших авторов проекта, ставящего целью придать новое дыхание отечественной фантастике, зашел, скорее, о том, как именно это можно сделать.

Главным спикером оказался писатель, журналист и футуролог Алексей Андреев, автор рассказа «Креветка» (о том, что «бессмертия» продаются и покупаются, а твой мозг открыт для интервенций кого бы то ни было), взявшего приз читательских симпатий. После того как члены жюри конкурса отчитались о проделанной работе, назвали цифры и факты (вместо ожидаемых 500 рассказов в распоряжении жюри оказалось свыше 1800!), Алексей заговорил о том, что сегодня у нас не только коллизии science fiction придумываются автором. Отдельные авторы и ради fiction’а обычного не считают нужным напрягаться.

- Толстой сам воевал перед тем, как написать «Войну и мир», а сегодня авторам достаточно интернета и экрана, - горячился Андреев. - Условные «акунины», сочиняя исторический роман, что-то берут из Википедии, что-то из Карамзина, что-то из пальца высасывают, вставляют немножко фантастику - и вперед.

Тут-то вот качественная фантастика и могла б сослужить литературе хорошую службу, считает Андреев. Да, автору книги о событиях 2048 года негде взять исторические источники, но ему хорошо бы ориентироваться внутри определенной предметной области, быть немного биологом или, скажем, специалистом по космической связи. Это сформирует  образ мышления и запустит проективный научный метод. Если автор им владеет - то он построит свою реальность.

- К сожалению, людей, совмещающих в себе таланты художественные и научно-практические, сегодня совсем мало, - признал автор «Креветки» (и нескольких фантастических романов).

- Фантастика в чистом виде сегодня - анахронизм, плохо прикрытая ностальгия, не пишут сегодня о космических кораблях, покоряющих далекие планеты, - продолжил тему автор рассказа «Парус и веер», победитель в номинации «Особое мнение» Павел Шейнин, признавшийся, что писал первые рассказы с ощущением, что российская фантастика никому сегодня не нужна («Так же, как и наша наука», - добавил он). - Но сейчас я думаю, что она может существовать - но в других плоскостях.

- А если забыть слово «перезагрузка» и запустить процесс с нуля - с чего может начать строиться новая русскоязычная фантастика? - спросил ведущий, писатель Николай Кононов.

- А если литература сейчас в принципе неактуальна? - ответил вопросом на вопрос Шейнин. - Фантастика, мне кажется, должна в принципе строиться на некоем гибриде жанров, направлений, искусств. Она могла бы целиком существовать в интернете, в виртуальной реальности, в виде социального активизма и так далее. Сегодня открыты все пути, чтоб двинуть жанр в новых направлениях.

- Самое продуктивное - это движение в сторону коллабораций писателей, ученых, - говорил Артем Зубов, научный сотрудник филфака МГУ («Человек, который знает о фантастике все», - сказал о нем Кононов). - К студентам на профильные факультеты университетов  Аризоны, Вашингтона приглашают сегодня фантастов, умеющих необычно мыслить и работать со словом, и объединяют их с учеными из разных областей. Пока что результатом этого являются  интереснейшие сборники прозы…

А нашему читателю, пока что, видимо, остается надеяться на конкурс «Будущее время». Как сообщила собравшейся публике президент благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская, идут переговоры с театрами, киностудиями и художниками, а реализован будет только один из обсуждаемых проектов; запланированы читки и уже есть проект спектакля, придумана выставка «Будущее время».

Между тем победитель конкурса 2018 года киносценарист и кинокритик Артем Хлебников, собравший свой рассказ-победитель «Оно даже не прошло» - о бессмертии информации - из некогда задуманного, но не реализованного, сообщил, что намерен продолжать в том же духе и свои задумки воплощать в жизнь. Павел Шейнин сказал, что после конкурса появился шанс у одного его литературного проекта.  

Впрочем, главным итогом конкурса писатель и радиоведущий считает тот факт, что его брат купил новую рубашку, чтоб прийти на церемонию награждения. И выглядит в ней прекрасно.