САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Объявлен победитель премии «Будущее время»

На 20-й ярмарке Non/fiction прошла первая церемония вручения литературной премии «Будущее время», организованная благотворительным фондом «Система»

На 20 ярмарке нон-фикшн прошла первая церемония вручения литературной премии «Будущее время»
На 20 ярмарке нон-фикшн прошла первая церемония вручения литературной премии «Будущее время»

Текст и фото: Татьяна Шипилова

Премия вручалась за научно-фантастический рассказ, темой года было заявлено «Бессмертие».

Всего на конкурс поступило более 1800 работ, в шорт-лист вошли пять из них. Главного победителя определяло профессиональное жюри конкурса, в которое вошли критик и журналист Галина Юзефович, журналист и писатель Николай В. Кононов, автор книг по теории новых медиа Лев Манович, художник и писатель Павел Пепперштейн, специалист в области молекулярной биологии и профессор Сколковского института науки и технологийКонстантин Северинов. Также было организовано голосование читателей и приз в номинации «Особое мнение».

Причины появления подобного конкурса разнообразны. Это и некая сентиментальность, которая кроется еще в детстве, когда читаешь первые книги по научной фантастике, и ряд вопросов, касающихся подобной литературы: какое место научная фантастика занимает сейчас в литературном процессе, находится ли она на периферии или же нет? Обладает ли научная фантастика созидательным смыслом, какие мысли рождает в голове читателя?

Анна Янчевская, президент благотворительного фонда «Система», поделилась идеями и целями, которые преследовались при создании новой премии: «Мы запустили программу «Будущее время» весной, чтобы привлечь средства в консервативный благотворительный сектор - в научную фантастику, потому что путь любого человека начинается с детства. Мы движимы идеей, что какие-то вещи - это общее дело, и мы хотим делать это общее дело всем миром. Над премией работали 80 человек, и каждый из них внес свой неоценимый вклад. Все мы знаем рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром», и все заинтригованы идеей, что если в прошлом изменить какую-то маленькую деталь, это приведет к глобальным последствиям в будущем. Но мало кто из нас задумывается, что если в нашем настоящем изменить что-то маленькое и незначительное, то это глобально скажется на нашем будущем. Мы надеемся, что сможем помочь новым писателям и ученым, которые будут искать лекарство для бессмертия или защищать нас от него».

Слово предоставили и участникам, попавшим в шорт-лист конкурса, их выступления показали в записи.

Автор рассказа «Иммор Павел» Николай Караев задумывался над тем, какие могут быть варианты бессмертия и какие бывают психологические особенности от физического бессмертия: «Но мой рассказ получился не об этом. Я к физическому бессмертию никак не отношусь, потому что у него могут быть разные спецэффекты. Вопрос ведь в том, как это бессмертие проводить. Мне больше импонирует бессмертие не физическое…»

Денис Фролов, автор рассказа «Спасатели», выразил мысль, что большинство людей хотят быть не столько бессмертными, сколько вечно молодыми, потому что смерть - это всегда страшно, а старость - еще паршивее. «Другой вопрос, что это будет уже не совсем человек, потому что человек по своей природе смертен. И здесь он столкнется с тем, что придется решать вопросы памяти, расширять сознание или сходить с ума».

Артема Хлебникова, автора рассказа «Оно даже не прошло», интересует больше бессмертие информационное, как создают бессмертие людям социальные сети, которые представляют нас после нашей смерти: «Но я не могу сказать, что мне это нравится. Мне нравится, когда вещи заканчиваются, конец придает всему какой-то смысл. Нас много чего ждет, но бессмертие изменит нашу жизнь в ту сторону, в какую мы не очень хотим, чтобы она изменилась».

Алексея Андреева, автора рассказа «Креветка», пугает общее движение в сторону матрицы: «Понять бы, какие есть еще способы развития, кроме матрицы, ведь движение в ее сторону удручает тем, что побеждают сущности не очень человеческие. Зачем стремиться к бессмертию, когда жизнь скучна и монотонна, когда люди не знают, как они устроены. Для меня этот вопрос связан с детьми, с пониманием, как все устроено. Сейчас в школе человек не знает, где у него находится желудок, мы движемся в сторону техногенной монокультуры. Будет ли она бессмертием - неважно. Важно, что она уничтожит людей».

Алексей Грашин, автор рассказа «Когда же тленное сие», считает, что человек потому бессмертен, потому что у бога на него другие планы: «Бессмертие нам не нужно. Искоренение болезней, конечно, значительное продление жизни - вполне, но бессмертие приведет лишь к еще большему расслоению общества, когда будет некоторое количество бессмертных и остальные люди в качестве игрушек. Развитие прекратится: зачем рожать детей, если ты продолжаешь свой род в себе самом?»

На 20 ярмарке нон-фикшн прошла первая церемония вручения литературной премии «Будущее время»

Как видно, все авторы-финалисты весьма скептически относятся к бессмертию, с некоторой долей пессимизма и недоверия. Но пока человек лишь мечтает о бессмертии, читатели группы ВКонтакте определились со своими симпатиями в открытом голосовании, организованном благотворительным фондом «Система» совместно с онлайн-изданием N+1 при поддержке МТС, и приз получил Алексей Андреев за рассказ «Креветка», который, по иронии судьбы, не зарегистрирован ни в одной социальной сети: «Я на них влияю снаружи. А вообще я часто слышал мнение, что фантасты не умеют предсказывать будущее, и не согласен с этим. Научная фантастика всегда обоснована, а значит, связана с реальностью. И когда разум и фантазия работают вместе, тогда нас ждет светлое будущее». Второе и третье места разделили Денис Фролов и Артем Хлебников. В голосовании приняли участие более 1400 человек. Победителю вручили часы Apple Watch.

Далее слово предоставили профессиональному жюри. Константин Северинов заявил, что его не пугали научные слова и даже их неправильное использование: «Эти рассказы из своего списка победителей я вычеркнул. Еще были рассказы о 60-х годах, о покорении космоса в прошлом, но мы это уже все проходили, хотя прошлое, безусловно, изучать не менее интересно, чем будущее. Но в итоге победила любовь».

Галина Юзефович же предпочла ориентироваться на качество литературы: «Все пять рассказов были от очень хороших до великолепных, выбирать было нелегко. Но четыре из них были яркие, необычные, концептуальные, а пятый плюс ко всему этому еще и отличался высочайшим качеством литературного письма».

Николай В. Кононов объяснил, что его выбор обусловлен тем, что автор рассказа писал не о физическом бессмертии, а о бессмертии информации: «И это очень важная тема: что с этим делать? Как это меняет структуру нашей жизни? И хорошо, что об этом уже кто-то думает».

Лев Манович отправил видеопослание из Америки и выразил досаду по поводу того, что никто сегодня не может думать о будущем с оптимистичностью: «Какое бы ни было бессмертие, оно всегда не сулит ничего хорошего. И это странно, потому что социальный опрос показал, что в России 40 % считают, что проблемы в будущем сможет решить технический прогресс, но вот интеллектуалы так не считают, они пессимистичны. И мне интересно, почему они переносят свой пессимизм на людей других стран?»

Голоса профессионального жюри распределились следующим образом:

Константин Северинов - «Оно даже не прошло», Артем Хлебников;

Галина Юзефович - «Оно даже не прошло», Артем Хлебников;

Николай В. Кононов - «Оно даже не прошло», Артем Хлебников;

Павел Пепперштейн - «Когда же тленное сие», Алексей Грашин;

Лев Манович - «Оно даже не прошло», Артем Хлебников.

Победитель получил статуэтку в виде бесконечности и денежный приз 500 000 руб. Остальные финалисты конкурса также получили денежные призы - в размере 100 000 руб.

Артем Хлебников, кинокритик и сценарист, признался, что это первый написанный в его жизни рассказ.

В специальной номинации «Особое мнение» от АФК «Система» участвовали конкурсанты, чьи рассказы вошли в лонг-лист премии. Вручать приз вышел президент АФК «Система» Андрей Дубовсков:

«Я хотел поддержать рассказ из лонг-листа, а поскольку я хоть и не состоявшийся, но профессиональный кинорежиссер, одним из критериев для меня при выборе было то, что, читая рассказ, я видел, как можно сделать раскадровку для фильма, как можно это снять. Мой выбор - «Парус и веер» автора Павла Шейнина».

За Павла приз в 100 000 руб. вышел получать его брат, оказавшийся телевизионным режиссером.

По итогам конкурса пять лучших рассказов, вошедших в шорт-лист, а также рассказ победителя в номинации «Особое мнение» будут опубликованы в виде сборника и переведены на английский язык.