САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Учителей будут готовить шесть лет?

Министр просвещения Ольга Васильева отметила необходимость увеличения сроков обучения учителей-предметников

молодой учитель
молодой учитель

Текст: Ирина Ивойлова

Фото из архива бердского учителя Александра Колгунова

Министр просвещения России Ольга Васильева считает, что учителей, в том числе русского языка и литературы, надо учить в вузах дольше четырех лет. Но именно на четыре года рассчитаны сегодня бакалаврские программы. Об этом министр рассказала на XX апрельской международной научной конференции.

«Я считаю, что 4 года бакалавриата для предметника не только недостаточно, это даже некорректно. Минимум 6 лет, потому что это действительно дает базу предметную… Сейчас нужно прекращать вакханалию в педагогическом образовании. Нужно заниматься именно подготовкой педагогов. Потому что на сегодняшний день практика педагогическая в большинстве случаев - это фикция. Как можно готовить педагогов, не имея возрастной психологии, возрастной физиологии, не имея нужных по объему курсов дидактики и методики, не говоря уже о предмете», - цитирует слова министра ТАСС.

Строго говоря, в педвузах есть программы пятилетнего обучения (например, в Московском государственном педуниверситете), но они рассчитаны на то, что учитель получит сразу две специализации. В подавляющем большинстве педвузов будущих учителей готовят за 4 года. Причем последний год - это написание диплома и практика, первые два года - множество общих гуманитарных дисциплин. А еще надо прослушать модули по работе с одаренными учениками, учениками с ограниченными возможностями здоровья… Вот и выходит, что и на свой предмет у будущего педагога времени почти нет, и знаний по педагогике у него маловато.

Рособрнадзор начал проводить исследования компетенций учителей. Итоги пока огорчают.


По данным Рособрнадзора, около 15% учителей русского языка и математики показали плохие знания по своим предметам.


Причем проверялись не методика преподавания или использование новых технологий, а именно базовые знания. Как следствие - проблемы с преподаванием этих дисциплин во многих регионах.

В прежние времена учителей готовили педвузы и классические университеты. Длилось обучение пять лет. Педпрактика была и в педвузах, и в университетах. Конечно, в университетах часов на практику отводилось меньше, но зато выпускники лучше знали свой предмет.

Сегодня система бакалавр - магистр предусматривает четырехлетнее обучение в бакалавриате и двухлетнее - в магистратуре, но подавляющее число выпускников идет работать в школу сразу после бакалавриата.