САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Маяковский. Актуален

19 июля — день рождения Владимира Маяковского. Узнаем, каким его видит современный читатель

Маяковский микроблог
Маяковский микроблог

Текст: Алла Максимова

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с изданием «Грани» (Новочебоксарск, Республика Чувашия)

  • Грядущие люди! Кто вы?
  • Вот — я,
  • весь боль и ушиб.
  • Вам завещаю я
  • сад фруктовый
  • моей великой души.

Так писал Маяковский, поэт и гражданин, родившийся 7 (19) июля. Мы решили выяснить, почему век спустя популярность этой неоднозначной личности переживает очередное рождение. Непонятый многими ревнителями классической литературы, он притягивал молодежь своим новаторством, энергией, ломкой традиционных представлений о поэзии, что и выделяло его из всех. И, похоже, продолжает привлекать и сейчас.

Портрет Маяковского, сделанный Нисоном Капелюшем 18 января 1927 года

Разрешите представиться

И хотя в Чебоксарах Маяковский никогда не бывал, упоминания о нем в культурной афише города мелькают постоянно. Весь сезон в Камерном театре с успехом шел моноспектакль «Разрешите представиться, Маяковский». Его режиссер-постановщик, а также актер, исполняющий главную роль, Игорь Милосердов, рассказал о своем личном отношении к классику:

— "Маяковский — великий поэт и реформатор языка. С его появлением в сцениче­ском звучании слова появилось такое понятие, как звукопись. У него слово имеет не только смысл, но и особое построение и сочетание звуков. Недаром многие актеры учатся сценической речи именно на его произведениях. А еще в его поэзии есть открытая, бешеная энергия, часто в гротесковой буффонадной манере. Это очень близко и к площадному кричащему театру, и к интимному камерному».

Освещая путь во мгле

Недавно в Чебоксарах открылся молодежный центр «Маяк». Что это за место и какое отношение имеет к поэту, мы спросили у Марго Суриковой, координатора площадки:

— «Маяк» изначально задумывался как культурная и творческая площадка, направленная на развитие молодежи и специализирующаяся именно на ней. Поскольку центр находится в библиотеке имени Маяковского, он стал носить созвучное имя. («Маяк» — было прозвищем Маяковского - дети величали рослого мужчину не иначе как «дядя Маяк». — Прим. ред.) В том числе как символ объекта, освещающего путь во тьме и собирающего вокруг себя одинокие корабли. Маяковский — личность незаурядная и поэтому всегда будет привлекательна для молодежи. Бунтарский дух, неподчинение канонам и традициям, создание чего-то нового, не идущего ни в какое сравнение с уже сделанным, — не таким ли человеком стремится стать каждый из нас? Открытие центра было посвящено раскрытию личности Маяковского не только как поэта, но и основоположника советской рекламы, создателя журнала «ЛЕФ».

На открытие пришло около полусотни молодых людей от 16 до 27 лет. По окончании встречи публика делилась исключительно положительными впечатлениями — подобного типа мероприятия крайне редки для Чебоксар. Неформальная обстановка, понятный для молодежи язык изложения мыслей и текста притягивают молодых думающих людей, поскольку индустрия развлечений не может удовлетворить всех потребностей, в том числе необходимость личностного развития.

Это все он

Спорить, находить доводы за и против актуальности — величию русского поэта и художника от этого ни холодно ни жарко. Факт остается фактом: несколько поколений молодежи России выбрали его кумиром. Неоднозначный, громкий, талантливый, бунтующий, пробивающий свинцом своих фраз сердце — это все он, Владимир Маяковский. Искрометный, ироничный до сарказма — и это он, Маяковский. Наш. Ходивший по тем же улицам, что и мы. Родной. Зовущий нас к переменам и наполняющий душу устремлением к звездам.

«Грани» поговорили с представителями творческих профессий и спросили их: актуален ли Маяковский сегодня, а если и актуален, то в какой из своих ипостасей: как поэт, художник, актер или драматург?

Валерий Бакланов о Маяковском

Валерий БАКЛАНОВ, фотограф:

— Мне он ближе как художник. В 1911—1915 годах создал много работ — от смешных рисунков и шаржей до вполне профессиональных портретов.

В годы войн и революций Маяковский рисовал плакаты, снабжая их стихотворными строками: сначала для издательства «Сегодняшний лубок», а потом для «Окон РОСТА».

Люди о Маяковском

Дмитрий СОКОЛОВ, актер:

— Для меня все творчество Маяковского является ценным. Считаю, что Владимир Владимирович один из тех поэтов, которые сильно изменили отношение общественности к поэзии. Что касается его произведений, то, пожалуй, самыми любимыми для меня являются стихотворения «Сергею Есенину» и «Лиличка», также поэма «Облако в штанах».

Люди о Маяковском

Елена СВЕТЛАЯ, поэтесса:

— Признаюсь, я не поклонница литературного творчества Владимира Маяковского, зато всегда поражалась его таланту художника. Мне очень нравится его тонкий юмор в рисунках и портретах. Например, рекламный плакат Резинтреста, портрет-шарж на И. Репина.


 
Люди о Маяковском

Денис ГРОМОВ, дизайнер рекламы:

— Серия плакатов и слоганов «Окна РОСТА». За неординарный подход Маяковского в политической, коммерче­ской и социальной рекламе. В те времена, да и на сегодняшний день его работы яркие, меткие как графически, так и словесно.

 
Люди о Маяковском

Нина ЛЮБИНАРСКАЯ, блогер:

— Маяковского не надо любить, его нужно просто знать и принимать таким, какой он есть. Как человека, придумавшего невообразимую форму стихотворного слога. Живущего в эпохе, знакомой нам лишь из книг. Как борца, бунтаря и, конечно же, романтика. Для каждого он свой.

 
  • Слушайте,
  • товарищи потомки,
  • агитатора,
  • горлана-главаря.
  • Заглуша
  • поэзии потоки,
  • я шагну
  • через лирические томики,
  • как живой
  • с живыми говоря.
  • Мой стих дойдет
  • через хребты веков
  • и через головы
  • поэтов и правительств.
  • Мой стих трудом
  • громаду лет прорвет
  • и явится весомо, грубо, зримо,
  • как в наши дни
  • вошел водопровод,
  • сработанный
  • еще рабами Рима.
  • В курганах книг,
  • похоронивших стих,
  • железки строк
  • случайно обнаруживая,
  • вы с уважением
  • ощупывайте их,
  • как старое, но грозное оружие.
  • Парадом развернув
  • моих страниц войска,
  • я прохожу
  • по строчечному фронту.
  • Стихи стоят
  • свинцово-тяжело,
  • готовые и к смерти
  • и к бессмертной славе.

(отрывки из поэмы «Во весь голос»,

1929—1930 гг.)

Как у соседей?

В Казани Маяковский бывал трижды, впервые с друзьями-футуристами в 1914 году. На встречу собралось огромное количество студентов. Многое в этом выступлении было скандальным: тройка друзей тщательно и долго распивала чай на сцене, не обращая внимания на публику. Вместо председательского колокольчика в руках у одного из них был огромный пожарный колокол, которым он время от времени зычно благовестил. Но когда Маяковский начал говорить, большинство присутствующих было покорено содержательностью, ясностью, выразительностью его выступления.

Скандальность происходящему придавали его желтые рубашка и галстук. Кстати, эта деталь дала название одному из популярных клубов — «Желтая Кофта», где теперь проходят рок-концерты и фестивали.

В Нижнем Новгороде, куда Маяковский приезжал лично, можно найти немало отсылок к жизни поэта. На главной прогулочной улице, Большой Покровской, неподалеку от здания университета есть кафе с яркой вывеской, на которой изображена Лиля Брик с знаменитого плаката «Окон РОСТА», названия бутика повторяют буквы инициалов поэта «W» и «M». Жаль только, нет никаких обозначений на бывшем здании гостиницы «Россия», где в январе 1927 года Нисон Капелюш сделал один из лучших фотопортретов Маяковского.