САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Андрей Рубанов: «Писателей в кино уважают»

Несколько вопросов Андрею Рубанову, отмечающему 25 июля 50-летие

Интервью: ГодЛитературы.РФ

Фото: стоп-кадр трансляции финальной церемонии на сайте премии "Национальный бестселлер"

2019 год (пока) складывается удачно для писателя Андрея Рубанова. 25 мая фэнтезийный роман «Финист — ясный сокол» принес ему премию «Национальный бестселлер», а 25 июля писатель отмечает пятидесятилетие в отличной творческой (и физической) форме. Во втором читатели смогут убедиться на ММКВЯ, а первое явствует из ответов, которые Андрей (с законным основанием добавим — Викторович) любезно согласился дать на несколько наших вопросов.

Половину ваших книг можно отнести к суровому реализму, половину - к фантастике. Кто вы? Реалистический фантаст? Фантастический реалист?

Никогда об этом всерьёз не задумывался. Книги - как дети. Скажешь «я фантаст» - половина детей обидится. Скажешь «я реалист» - другая половина обидится. Мне очень нравится, что я не вмещаюсь ни в какие рамки, делаю что хочу. Я могу написать книгу о чём угодно - люди будут читать. Это значит, что я утвердил не свой «материал», не «тему», не язык даже, а своё уникальное авторское начало.

Вы не делаете тайны из того, что "Финист - ясный сокол" вышел, в том числе, и из вашей работы над сценарием высокобюджетного фильма "Викинг". Кино для современного писателя - фундамент? второе легкое? отхожий промысел?

Отхожий промысел. Это как сравнивать вокал и музыку - вроде много общего, но на деле разные искусства. Мне нравится кино, оно популярно, к нему приковано внимание общества. В кино есть деньги, там можно зарабатывать. В кино шумно, весело, интересно, а литература дело тихое, подводное. И, кстати, писателей в кино уважают. Если ты просто сценарист - одно отношение, а если сценарист и вдобавок писатель - другое отношение. При этом я всем говорю, что Фитцджеральд и Фолкнер спились и умерли, работая сценаристами в Голливуде.

А кстати, не присматриваются ли киношники к «Финисту»?

Интерес большой, но пока ничего конкретного. Уже понятно, что фильм будет дорогой, а на дорогих проектах свои правила игры. Не думаю, что эта история быстро доберётся до экрана. И продюсер, и зритель понимают русскую киносказку как набор лубочных штампов: лапти, гусли, хороводы, комическая Баба-яга. И зритель, повторяю, тоже ждёт лубок, он его любит и понимает. И, кстати, русский лубок - почтенный и очень старый жанр, старше, чем, например, детектив. Когда мы приходим к продюсеру и говорим, что в фильме не будет лубка - продюсер сразу задумывается. А если не лубок - тогда как это будет? Разве девочки не будут собирать ромашки? Разве у добрых молодцев не будет мечей? Мы говорим - не было мечей у молодцев, мечи были только у очень богатых людей, у князей, а обычные люди сражались дубинами, - тут начинаются вопросы и сомнения, я понимаю, как это будет выглядеть, а продюсер не понимает.

В сентябре у вас выходит новая книга. На сей раз - сборник рассказов. Можете рассказать о нем?

Это замечательный сборник, часть рассказов ранее публиковалась в журналах, типа «Сноба» и «Эсквайра», но другие вещи я написал специально для этого сборника. Конечно, все рассказы расставлены в едином порядке и образуют общее целое. Это уже третий мой сборник. Рассказы - классический популярный формат, - к сожалению, плохо продающийся. По нынешним временам печатать рассказы - это роскошь. К счастью, я к ней приобщён. Рассказы все автобиографические, от первого лица. Рассказ «Малой кровью» уже, кстати, экранизирован, молодой режиссёр Дмитрий Волков снял короткометражный фильм, это была его дипломная работа во ВГИКе.

«Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью рифму гонят», - шутил Пушкин в 30 лет. А к чему вас более весомые лета клонят? Проще сказать - над чем-то работаете сейчас?

Следующий роман будет фантастический. Всё уже придумано, осталось написать. Очень интересный материал, русская деревянная храмовая скульптура. Только начал, закончу в будущем, 2020 году.